Как мозг придумывает, и как ему в этом помочь
Для начала немного фактов о мозге
Факт № 1. Мозг ленится придумывать. Точнее он почти всегда работает в режиме экономии. Потому что главная его функция — это сохранение нашей жизни, а не творчество и создание нового.
Факт № 2. Мозг прожорливый — тратит 25% всей энергии, которая поступает в организм.
Факт № 3. Мозг обожает паттерны (алгоритмы действия, шаблоны) и все время их создает. Потому что это облегчает ему жизнь и помогает сохранять энергию. Примеры паттернов: чистка зубов, дорога домой, завязывание шнурков. Для творчества паттерны — худшее, что может быть.
Факт № 4. Наш древний рептильный мозг сильнее современного неокортекса, заправляет большинством процессов с девизом: «Главное — безопасность».
Факт № 5. Мозг развивается только на практике, с получением новой информации и решением неизвестных задач. Поэтому очень важно кормить его тем и другим регулярно.
Факт № 6. У процесса обучения мозга две стадии: изучение и закрепление. Изучение помогает узнать новые действия, а закрепление (создание паттерна) помогает делать их максимально эффективно.
Факт № 7. Творчество — это, как занятия в спортзале. Им нужно заниматься регулярно, потому что мозг в этом случае подобен мышце — пропустили пару месяцев тренировок, и мышца стала слабее.
Как вообще мозг придумывает? Процесс создания идей
Нельзя просто так взять и начать придумывать. Создание идей состоит из четырех стадий, нужно качественно пройти их все:
1. Погружение.
2. Генерация.
3. Отбор.
4. Артикуляция.
Рассмотрим каждый этап отдельно вместе с Максимом Пономаревым, сооснователем mads и friends moscow.
Погружение
Представьте, что вы антрополог. И с каждым новым брифом изучаете новый мир той или иной аудитории. Например, сегодня — родителя младенца, а завтра — сноубордиста. Важно погрузиться в эту жизнь, понять ее: над чем здесь смеются, а над чем плачут, какие проблемы решают, какие планы строят.
Что делаем на этом этапе. Главная цель — узнать все о задаче и максимально загрузить себя разной информаций. Нужно быть максимально любопытными и открытыми, смотреть на проблему под разными углами и насыщаться: статистикой, исследованиями, всем о продукте и конкурентах, разговорами с представителями аудитории, опросами, форумами, трендами и технологиями, референсами и примерами кампаний по теме и тд.
Чего не делаем на этом этапе. Нельзя считать, что эту стадию можно пройти быстро или, что кто-то (например стратег) пройдет ее за вас. Это классическая ошибка креатива. Помните, что качество идей на стадии генерации напрямую зависит от того, как хорошо прошло погружение.
Чего опасаться
— Первые идеи. Мозг сумбурен, будет подкидывать мысли уже на этой стадии. В большинстве случаев это шаблонные идеи — не стоит на них возлагать больших надежд. Просто продолжайте изучать проблему.
— Синдром «Колонизатора». Не надо оценивать людей с вашей точки зрения и думать, что вы знаете лучше, как им жить. Такое может происходить, когда работаете с незнакомой аудиторией.
Генерация
Мозговой штурм и накидывание идей. Это стадия ошибок и гипотез.
Что делаем на этом этапе. Главная цель — максимальное количество разных идей и направлений. Не бойтесь фантазировать, говорить глупости, шутить и быть неточными. Выписывайте все, что приходит в голову.
Чего не делаем на этом этапе. Критика — это худшее, что может тут случиться. Поэтому не отбрасываем идеи сразу, не критикуем их, а стараемся докрутить.
Чего опасаться
— Ожидание вдохновения. Риск сорвать сроки и словить стресс. Примените дисциплину, начните что-то делать — вдохновение придет во время работы.
— Творческий ступор. У него может быть две причины:
-
Вы не понимаете задачу, или что-то вас в ней смущает — возвращаемся к брифу и уточняем, все ли верно поняли.
-
Это новая задача, вам не хватает знаний о способах ее решения — ищем информацию, смотрим вокруг, говорим с коллегами, привлекаем дополнительных людей
— Apple для творческого мышления. Не сидите на шторме, уставившись в экран. Намного полезнее взять листок и ручку.
— Блокнот в уме. Пришла мысль/идея — сразу запишите. Не стоит все держать в уме, перегружать мозг — забывать половину придуманного.
Важный совет
— Устраивайте короткие шторминги по 45 минут — мозг не может концентрироваться на одной сложной задаче дольше.
— Также на этом этапе важно давать себе отдых: поштормили, все записали и перестали думать. Для этого подходит что-то монотонное и по шаблону (мытье посуды, бытовые дела) или что-то расслабляющее (прогулка, спорт, сон, встреча с друзьями). Это дает мозгу переключиться в бессознательное и строить свободные ассоциации. Поэтому после и во время отдыха часто появляются отличные идеи.
Отбор идей
Что делаем на этом этапе. Итак, перед нами десятки идей и путей, по которым можно пойти. Теперь нужно выбрать верный. Самые лучшие помощники здесь — здравая критика, свежий взгляд и бриф.
Чего не делаем на этом этапе. Совершенно точно нельзя выбирать идеи, которые непонятно, как реализовать. Критерии отбора: тайминг, бюджет и цель проекта.
Чего опасаться
— Синдром «Правильного ответа».
Когда мозг начинает жестко фильтровать и отвергать все неправильные с его точки зрения мысли. Там можно остаться совсем без идей и вогнать себя в больший стресс.
Всегда нужно помнить — мы решаем задачи клиента, а не свои.
-
Нельзя выбирать идеи, потому что «это Канны».
-
Нельзя выбирать идеи, потому что «красиво».
-
Нельзя выбирать идеи, которые «понравятся КД».
-
И уж тем более нельзя выбирать идеи, потому что «клиент точно купит».
Артикуляция
Что делаем на этом этапе. Это самая сложная часть проекта. Главная цель — объяснить и убедить клиента, что ваша идея решает его задачу. Логика и структурность — лучшие друзья на этой стадии.
Чего не делаем на этом этапе. Не углубляемся в детали (красивые образы, игры слов). Всегда держим в голове единый смысл идеи, ту самую простую мысль, которую хотим быстро передать.
Чего опасаться
— «И так понятно». Мозг постоянно будет говорить эту фразу. Это ловушка. Не слушайте его. Вам будет казаться, что идея простая, и все остальные ее сразу же поймут. Это не так. Люди понимают идеи, исходя из своего опыта, точки зрения на проект и того, что сегодня вторник.
— Ребусное мышление. Попытка усложнить идею и сделать ее более «гениальной». Часто это игры слов, которые далеко не всем понятны.
Прием. Расскажите идею человеку, который вообще не связан с вашим проектом так, чтобы он все понял.
Креативные приёмы и техники. Как проходить этапы создания идей максимально эффективно мы расскажем в следующей статье, а если ты чувствуешь необходимость прокачать своё мышление и научиться мыслить креативно, то скорее присоединяйся к курсу «Креативные техники и приемы». Будем раскачивать шторминги, помогать мозгу думать быстрее, качественнее, находить решения для любых задач и генерировать идеи 24/7.
С чем уйдете:
-
Поймете, как устроено креативное мышление на практике
-
Разберёте процесс придумывания по косточкам
-
Освоите 15 проверенных креативных техник и приемов
-
Научитесь применять их в зависимости от типа задач
-
Придумаете ворох идей
-
Получите обратную связь от Арины Авдеевой, сооснователя mads и friends moscow.
Запись по ссылке.
Бонус. Что почитать для мозга и про мозг
— «Мозг освобожденный», Тео Компернолле;
— «Правила мозга», Джон Медина;
— «Ловушки мышления», Ден Хиз, Чип Хиз;
— «Драйв», Дэниель Пинк;
— «Хэгэрти о креативности», Джон Хэгэрти;
— «Эссенциализм. Путь к простоте», Грег МакКеон;
— «Тайна Бога и наука о мозге», Винс Рауз, Эндрю Ньюберг;
— «Думай медленно. Решай быстро», Даниэль Канеман;
— «Будда, мозг и нейрофизиология счастья», Йонге Ринпоче.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Чтобы сделать материал, который на 100% соответствует ожиданиям заказчика, надо уже иметь опыт подготовки контента именно для этого человека. Если клиент новый, то есть вероятность, что ваши статьи ему не понравятся. Представляем алгоритм, как маркетологу или пиар-менеджеру поступать, чтобы все тексты устраивали заказчика.
Приветствую вас, уважаемые предприниматели! Знакомо это чувство? Вы только запустили сайт или уже неплохо зарабатываете на рекламе, и в голове постоянно крутится один и тот же вопрос: «Когда же уже платить за это SEO? Может, когда доходы вырастут? Или когда реклама станет слишком дорогой?»
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана