Покупай китайское, пока не подорожало! #ChineseFactory, как китайские производители разоблачают в соцсетях модные бренды в ответ на пошлины Трампа
Китайские производители дали ассиметричный ответ тарифам Дональда Трампа. Они выходят на мировой рынок без посредников и брендов, полагаясь лишь на один маркетинговый инструмент — силу социальных сетей. Ролики с участием сотрудников и владельцев фабрик набирают миллионы просмотров в TikTok, предлагая американцам «те же самые» сумки, кроссовки и леггинсы — только дешевле и напрямую с фабрики.
TikTok как канал экспорта
На фоне разгоревшейся между США и Китаем торговой войны китайские производители нашли неожиданный способ пробиться к западным потребителям — через короткие видео. Десятки тысяч роликов, снятых на фабриках в Китае, обращаются напрямую к американской аудитории с одним простым посланием: «Покупайте у нас — и сэкономите в разы». Эти видео, в которых рабочие или владельцы производств демонстрируют неотличимые от оригиналов реплики известных брендов — сумки, одежду и украшения, быстро становятся вирусными, набирая миллионы просмотров.
Цель — обойти бренды и других посредников, пока угроза высоких пошлин, инициированных администрацией Дональда Трампа, не сделала привычные товары недоступными по цене. И, судя по реакции, американцы готовы слушать: скачивания китайских торговых приложений вроде DHGate и Taobao растут, а в комментариях под видео появляются не только комплименты производителям, но и политические манифесты.
«Трамп напал не на ту страну», — пишет один пользователь. «Китай выиграл эту войну», — утверждает другой.
TikTok, версия которого для международной аудитории недоступна в КНР, неожиданно стал медиаплощадкой для прямой связи между китайскими фабриками и американскими покупателями. Теперь Китай не только производит востребованные на Западе товары — он учится продавать их сам.
Рост количества таких видео за первую неделю апреля составил почти 250%, пишет The New York Times со ссылкой на данные аналитической компании Graphika. Хэштег #ChineseFactory к 23 апреля фигурировал почти в 30 тысячах публикаций в TikTok и в 27 с лишним тысячах в Instagram*. Это не просто контент — это новая форма цифровой торговли, в которой привычные барьеры, вроде брендов и государственных границ, теряют свою значимость.
Эксперты, впрочем, не питают иллюзий: подавляющее большинство видео, в которых утверждается, что товары произведены для таких брендов, как Lululemon, Hermes или Birkenstock, скорее всего, не имеют отношения к этим маркам. Производственные контракты с глобальными брендами сопровождаются строгими соглашениями о конфиденциальности, и разрушать такие отношения ради сомнительных краткосрочных продаж фабрикам попросту невыгодно.
«У Lululemon или Chanel, мягко говоря, есть более приоритетные задачи в Китае, чем борьба с TikTok-видео», — отметила в интервью New York Times аналитик Forrester Сучарита Кодали. По ее мнению, китайские фабрики просто стремятся быстро сбыть товар, прежде чем со 2 мая вступят в силу новые пошлины.
Бренды по боку
Но пусть даже речь идет о копиях брендов из Китая, спрос продолжает расти. 23-летняя Элизабет Хензи из Северной Каролины утверждает, что видео с китайских фабрик помогли ей прозреть. Она составила подробную Excel-таблицу с контактами поставщиков, продающих кроссовки, сумки и одежду, якобы идентичные товарам люксовых брендов. Ее видео с таблицей набрало более миллиона просмотров. Теперь она сотрудничает с DHGate по партнерской программе: получает бесплатные образцы для обзоров и комиссию с покупок по своим ссылкам.
«Когда видишь, что другие страны стараются помочь американским потребителям, это поднимает дух, — сказала блогер New York Times. — Даже если у нас в стране все идет не лучшим образом, это как будто объединяет людей».
В одном из самых популярных «фабричных» роликов мужчина утверждает, что может предложить сумку, идентичную культовой Hermes Birkin, за $1000 (при розничной цене оригинала $38 000) — по его словам, именно столько стоит ее производство. Он показывает сумку без логотипа, сделанную из «той же кожи» и «с тем же металлом», и объясняет: переплата в десятки тысяч долларов — лишь за бренд. Представитель Hermes в ответ на запрос журналистов заявил, что их сумки «на 100% производятся во Франции» и отказался от дальнейших комментариев.
Среди других компаний, ставших мишенью подобных видео — Lululemon и Birkenstock. Обе заявили, что фабрики, представленные в роликах, не имеют отношения к их официальным производственным цепочкам. Lululemon обратился к TikTok с просьбой удалить видео, вводящие потребителей в заблуждение. Представители Birkenstock сообщили, что речь идет о подделках, и что они уже связались с платформой, после чего оригинальные видео были удалены.
Тем не менее десятки их копий продолжают циркулировать в лентах пользователей.
Государственный тренд
Некоторые аналитики полагают, что тренд с «фабричными видео» мог стать настолько заметным благодаря негласной поддержке китайских властей. Обычно в Китае подобные публикации, особенно нарушающие авторские права западных брендов, не приветствуются.
«Это похоже на политическую мобилизацию, аналогичную протестам против запрета TikTok, но теперь в контексте тарифов, — заявил NYT Мэтт Перл из Центра стратегических и международных исследований. — Китайцы разоблачают бренды, демонстрируя способность напрямую коммуницировать с американскими потребителями, чтобы подчеркнуть их зависимость от товаров из Поднебесной».
Фабрики, по словам их владельцев, начали продвигать свою продукцию через ролики в TikTok и Reels после резкого падения заказов. Ю Цюле, совладелец завода по производству спортивного оборудования в провинции Шаньдун, начал выкладывать видео в середине марта — сразу после волны отмен, вызванной тарифной войной. А Луис Лю, управляющий экспортным направлением ювелирной фабрики Hongye в Иу, рассказал NYT, что они активизировали свои усилия в соцсетях ближе к концу 2024 года — когда стало ясно, что продажи на внутреннем рынке уже не спасут ситуацию.
«Философия китайского предпринимателя проста: мы идем туда, где есть бизнес», — говорит Лю.
TikTok удаляет некоторые «фабричные видео», ссылаясь на запрет на продвижение поддельной продукции, но тысячи роликов продолжают набирать просмотры. Особенно популярны репосты и старые записи, которые снова выходят в рекомендации в связи с актуальностью темы тарифной войны.
* продукт корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ