04.12.2024, 16:16

ФАС увидела рекламу в карточках товаров и объявлениях

Карточки товара на маркетплейсах, объявления на классифайдах и даже данные в поисковой выдаче могут признать рекламой. Проект соответствующего постановления разработан в ФАС. В случае если документ будет подписан, то все эти материалы попадут под действующие и будущие нормативы Закона «О рекламе». Так, маркетплейсы будут обязаны проверять все карточки товаров и нести ответственность за их содержание. По мнению экспертов, ФАС рассматривает понятие «реклама в интернете» слишком широко, а инициатива службы может обернуться для компаний миллиардными издержками, за которые в конечном счете заплатят потребители.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала критерии, по которым информация в интернете будет классифицироваться как реклама. Об этом сообщает источник Forbes, знакомый с процессом разработки. Согласно документу, к рекламе будут относиться материалы на маркетплейсах, классифайдах и поисковых системах, если они предназначены для неопределенного круга лиц, направлены на привлечение внимания к товарам, услугам или работам и не являются справочными или аналитическими. К справочным материалам будут относиться результаты поисковых запросов, каталоги, оформленные в едином стиле, а также информация о товарах на сайтах производителей. Кроме того, к рекламе не будут относиться объявления о вакансиях, предложения о безвозмездной передаче вещей или животных, а также отзывы о товарах и продавцах, если они не акцентируют внимание на конкретных товарах или услугах.

Критерии, разработанные ФАС, должны быть утверждены постановлением правительства. Они вступят в силу с 1 апреля 2025 года и будут действовать в течение шести лет. Этот подзаконный акт уточняет изменения в Федеральном законе «О рекламе», которые предполагают введение сбора за распространение онлайн-рекламы.

Софья Шарыпова, ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, отмечает, что некоторые элементы, такие как онлайн-кинотеатры, почему-то не попадают под регулирование. Она поясняет, что на маркетплейсах часть методов продвижения товаров и услуг считается рекламой, а другая — нет. Например, не считаются рекламой карточки товаров, которые не выделяются на общем фоне, подборки товаров с пометками «хит», «новинки» или «распродажа», а также рекомендации, если они не акцентируют внимание на конкретных позициях, поясняет эксперт. Рекламой же признаются все элементы, которые каким-либо образом выделяют товар или услугу среди остальных, такие как баннеры на главной странице приложения маркетплейса или в каталоге товаров.

Старший юрист компании Seven Hills Legal Наталия Спицына считает, что основная цель проекта заключается в установлении критериев для различения рекламы и справочно-информационных материалов на маркетплейсах, агрегаторах объявлений и в поисковых системах. Эксперт пояснила, что в настоящее время в Законе «О рекламе» указано, что справочно-аналитические материалы не считаются рекламой, однако это разделение часто вызывает вопросы, что заставляет ФАС выпускать разъяснения по этой теме. Наталия Спицына полагает, что уточнение критериев интернет-рекламы в имеющем нормативную силу подзаконном акте правительства «сузит возможности» владельцев агрегаторов и поисковых систем в спорах с ФАС относительно того, является ли та или иная информация рекламой.

Несмотря на то что критерии должны прояснить, что относится к рекламе, а что — нет, бизнес находит в документе возможности для различных интерпретаций. В Ассоциации больших данных (АБД), которая включает такие компании, как МТС, «Билайн», «Мегафон», «Яндекс», «Ростелеком», «Сбер»и ВТБ, считают, что текущая редакция проекта постановления допускает возможность классификации объявлений и карточек товаров как рекламы. Это существенно изменяет сложившийся подход к регулированию, согласно которому карточки товаров и объявления не считаются рекламой. «Для компаний это обернется миллиардными издержками, ростом тарифов для пользователей и отрицательно скажется на инвестиционных планах», — резюмируют в АБД.

В настоящее время объявления на классифайдах и карточки товаров не считаются рекламой и регулируются законом «Об информации». Это означает, что ответственность за них несет продавец, поясняет источник издания в правительстве. В то же время, согласно закону «О рекламе», ответственность за рекламу лежит на ее распространителе. Если карточки товаров и объявления будут признаны рекламой, это повлечет за собой не только необходимость уплачивать сборы, но и выполнять все требования, связанные с регулированием рекламы. Платформам придется проверять карточки и объявления на соответствие Закона «О рекламе». Существуют категории товаров, которые нельзя рекламировать, а также необходимость добавления дисклеймеров и других условий. Это приведет к значительным административным и финансовым затратам платформ, которые в конечном итоге лягут на пользователей, отметил источник издания.

Проект нового постановления правительства противоречит определению рекламы, установленному в законодательстве, и официальной позиции регуляторов, считает другой источник из интернет-компании. По его мнению, документ расширяет понятие «реклама» для маркетплейсов, классифайдов и поисковых систем. В результате одна и та же информация может считаться рекламой на одной платформе, но не быть таковой на другой, что создает неравные условия для компаний, особенно в IT-секторе. Итогом может стать ситуация, когда одни компании будут получать финансирование за счет дополнительных сборов с других.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram