В преддверии Дня матери медиахолдинг Rambler&Co совместно с киностудией «Союзмультфильм» провели тематический опрос, с помощью которого узнали мнение россиян о самых популярных родительских образах в анимации и современном материнстве в целом.
Исследование центра экономических показателей CEP подтверждает, что команды, где сотрудники хвалят друг друга, работают быстрее, эффективнее и креативнее. Однако многие признаются, что комплименты босса и коллег не вызывают у них позитивной реакции.
43% специалистов считают признание, которое получают на работе, «ничего не значащим проявлением любезности». А иногда похвала и вовсе дает обратный эффект и демотивирует сотрудников. Проблема возникает, когда хвалят не совсем корректно. Как делать это правильно, разбираемся в статье.Спойлер: простого «ты молодец» недостаточно, чтобы замотивировать других.
Похвала закрывает потребности человека в признании, уважении и самореализации и помогает бизнесу решать важные управленческие задачи:
Закрепить хорошо выполненную работу. Во время похвалы в организме вырабатывается дофамин — этот гормон играет важную роль в закреплении условных рефлексов. Если сотрудника хвалят за подробный отчет или индивидуальный подход к клиентам, он будет стараться повторить результат, чтобы снова получить признание и испытать выброс дофамина, который сопровождается приливом радости.
Показать значимость человека в команде. 66% сотрудников признаются, что готовы уволиться, если чувствуют себя недооцененными. Похвала коллег дает им почувствовать себя частью команды и укрепляет связь с компанией.
Замотивировать команду. Признание заслуг мотивирует сотрудников совершенствовать навыки и достигать новых результатов. Такие фразы как «отличная идея» или «гениальное решение» улучшают настроение и вызывают прилив сил. Как результат, задачи закрываются с космической скоростью. Постоянная критика, напротив, вводит тело и ум в состояние «бей и беги», которое мешает продуктивности.
Наладить отношения в коллективе. Культура обратной связи создает позитивную атмосферу в команде, мотивирует на долгосрочное сотрудничество с компанией и уменьшает текучку.
Разбираем ошибки, которые допускают многие руководители и коллеги, и объясняем, как хвалить правильно.
Принцип «лучше поздно, чем никогда» с похвалой лучше не применять. Если опоздать со словами одобрения, есть риск, что человек забудет, что сделал и за что заслужил комплимент. Похвала авансом тоже работает не всегда. Одних она может вдохновить, а у других — вызвать страх не оправдать ожидания. Чтобы достичь максимального эффекта, хвалить нужно своевременно. Сотрудник круто выполнил задачу — скажите ему об этом сразу.
Есть масса вариантов похвалить человека, но многие руководители почему-то выбирают такие сухие и дежурные фразы как «ты молодец», «умница» и «круто». Подобные выражения не несут в себе никакого смысла. Нет ничего хуже похвалы без конкретики — она воспринимается как пустословие. Людям важно понимать, за какие заслуги их хвалят.
Стоит воспользоваться богатством русского языка и объяснить человеку в паре фраз, почему он молодец и что он сделал круто.
«Ты молодец» — «Ты молодец, вовремя заметил ошибку»;
«Умница» — «Умница: быстро сообразил, как ответить клиенту»;
«Круто» — «Круто, что ты нестандартно подошел к задаче».
Сравнивать продуктивность сотрудников или ставить кого-то в пример остальным — верный способ демотивировать команду и создать токсичную атмосферу в коллективе. Человек, которому адресована такая похвала, почувствует себя неловко. А его коллеги отреагируют по-разному. Одни порадуются, но, как говорится, не от всей души. Другие вместо мотивации почувствуют прилив зависти и ревности. А третьи решат, что это несправедливо, ведь они стараются и делают не меньше, чем Вася. Кто-то на Васю обидится, а кто-то задумается о том, чтобы написать заявление об увольнении.
Хвалить сотрудников при команде можно и нужно. Главное рассказать, чем отличился коллега, избегая каких-либо сравнений. Люди сами сделают выводы, какой формат работы ценится в команде и что им нужно сделать, чтобы тоже заслужить публичное одобрение.
«Вася молодец, берите с него пример» — «Мне понравилось, как сработал Вася в экстренной ситуации. Когда на сайте отвалилась оплата, он заметил баг и быстро пофиксил ошибку. Клиенты продолжали делать покупки: никто даже не заметил, что что-то было не так».
Все хорошо в меру. Если хвалить сотрудников за любой пустяк, ценность похвалы снижается. Высказывайте одобрение коллегам по значимым поводам: за действительно важные заслуги, профессиональный рост, инициативность и своевременную помощь.
Важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Если тихим грустным голосом похвалить сотрудника, проходя мимо него в коридоре, это не вызовет у человека эмоционального отклика.
Если хотите сказать что-то приятное коллеге, выпрямите спину, подойдите к нему и установите зрительный контакт. А затем улыбнитесь и уверенным тоном похвалите человека. Такая коммуникация запомнится и поднимет настроение.
«Спасибо» в карман не положишь, а «ты молодец» сыт не будешь. Вспомните пирамиду Маслоу: потребности в еде и безопасном жилье важнее признания и уважения. А за их удовлетворение в современном мире отвечают деньги.
Не забывайте вовремя выплачивать сотрудникам зарплату, а материальное вознаграждение дополняйте позитивной обратной связью. Запомните формулу: деньги + похвала = довольный сотрудник и эффективная работа.
Руководителям и сотрудникам бывает сложно хвалить коллег по разным причинам. Разберем две самые распространенные и поделимся советами, как с ними справиться.
Далеко не все люди сразу станут просить о повышении, это единичные случаи. Если же такие найдутся, всегда можно тактично напомнить человеку, что хорошо выполнять свою работу — его обязанность по трудовому договору. Однако перед этим стоит проанализировать, может, специалист действительно достоин увеличения заработной платы. Если это так, лучше сделать это раньше, чем после того, как он заявится к руководителю с такой просьбой или начнет рассылать свое резюме конкурентам.
Хвалить — это навык, который можно и нужно прокачивать. Если вам неловко говорить слова одобрения коллегам, потренируйтесь на родственниках и друзьях. Хвалите их несколько раз в день за разные мелочи, делайте им комплименты. Постепенно вы сломаете психологический барьер: перестанете смущаться, а мозг начнет автоматически генерировать идеи, за что похвалить окружающих. Как только почувствуете себя увереннее, начинайте применять навык на работе.
Даже у самых эффективных и позитивных сотрудников иногда садится батарейка. Чтобы «подзарядить» коллеги, важно время от времени напоминать ему о том, какой вклад он вносит в проект и в команду. Это повысит продуктивность специалиста и положительно скажется на показателях бизнеса.
Развивайте культуру обратной связи и хвалите коллег почаще.
В преддверии Дня матери медиахолдинг Rambler&Co совместно с киностудией «Союзмультфильм» провели тематический опрос, с помощью которого узнали мнение россиян о самых популярных родительских образах в анимации и современном материнстве в целом.
Исследование Аналитического центра Российской индустрии рекламы (АЦ РИР) показало: 85% китайских компаний намерены продолжать развитие на российском рынке в ближайшие 1–2 года, видя в нем перспективы долгосрочного роста. При этом ключевым условием успеха респонденты называют продвижение — 81% уверены в необходимости существенных вложений в маркетинг и рекламу, что делает данное направление наиболее приоритетным для инвестиций.
Новый сезон начинается не с чистого листа, а с анализа прошлых результатов. Именно в них кроются главные подсказки для роста. Команда билетного сервиса Nethouse.События собрала ключевые метрики для честного разбора полетов этого года и постановки целей для следующих мероприятий.
Коммуникационный рынок России стремительно меняется: уход западных платформ, рост отечественных решений, новые правила и быстрый приход ИИ. В 2026 году успешные маркетологи, пиарщики и бренды будут строить стратегии вокруг данных, технологий и потребностей пользователей.