Зачем нужен бриф: как перестать задавать вопросы ради вопросов и систематизировать данные о клиенте
Бриф — инструмент, о котором говорят всегда, если сфера связана с оказанием креативных услуг. Неважно, будь это создание сайтов, коммуникация в соцсетях или создание текстов.
На деле бриф — это опросник, мини-анкета бизнеса заказчика, которая заполняется перед началом работ или их оценкой. Заполняется самостоятельно заказчиком либо с его слов. Бриф помогает собрать важную информацию о бизнесе, его целях и ожиданиях от сотрудничества с агентством.
Бриф — это документ, который необходим обеим сторонам: как заказчику, так и исполнителю. Зачастую успешность будущего проекта напрямую зависит от того, насколько подробно и точно заполнен бриф.
Для агентства бриф полезен по нескольким причинам:
-
сбор информации, которая будет нужна в дальнейшей работе;
-
задокументированные требования и пожелания заказчика, что уменьшает возникновение риска дальнейших разногласий;
-
зафиксированный бюджет на предоставляемые услуги.
В случае с агентством бриф выполняет роль не только помощника, но гарантирует то, что требования закреплены и согласованы.
Еще больше преимуществ бриф дает заказчику. Услуги, связанные с креативными решениями не позволяют узнать цену мгновенно, как в интернет-магазине. Каждый проект уникален и его стоимость рассчитывается индивидуально. Чтобы определить бюджет проекта, стороне исполнителя нужно погрузиться, собрать все требования и оценить объемы работ. Вот тут и появляется бриф, который помогает понять задачу, рамки проекта, сориентироваться по срокам и стоимости.
Пример первой страницы брифа
Также заполнение брифа экономит время заказчика. Нет нужды в постоянных созвонах или переписках, удобнее сразу уделить пару часов заполнению брифа и потом ответить на пару-тройку уточняющих вопросов.
В идеале бриф должен заполнять инициатор проекта: руководитель или основатель компании, глава департамента маркетинга. Человек, глубоко погруженный в бизнес и конкретную задачу, которую должно решить агентство.
Чтобы бриф был полезен исполнителю, заполнять его нужно максимально подробно. Информация, которая должна быть отражена в брифе:
-
цель и задачи проекта;
-
данные о компании;
-
информация о продукте или услуге;
-
анализ целевой аудитории;
-
информация по конкурентам;
-
референсы — удачные с точки зрения заказчика примеры проектов;
-
согласованные сроки и бюджет;
-
особенности проекта.
Если в начале сотрудничества агентство не предлагает заполнение брифа, стоит задуматься о работе с таким подрядчиком. Бриф — это показатель заинтересованности в проекте двух сторон и уровня профессионализма.
Если есть сложности с заполнением каких-то пунктов, менеджер агентства всегда придет на помощь и подтолкнет в нужную сторону.
Не стоит заполнять бриф ради галочки. Если нет времени или желания качественно работать с документом, можно выйти на личное или онлайн интервью. Это поможет агентству получить нужную информацию и самостоятельно заполнить бриф.
Начиная работу с новым заказчиком, хорошо бы забрифоваться полностью. Ответить на все вопросы о компании, предоставляемых услугах, целевой аудитории, бизнес-задачах. Но такой формат не всегда удобен заказчику, потому что он еще находится на этапе выбора и общается с 3–5 потенциальными подрядчиками.
Мы оптимизировали процесс работы и сейчас он выглядит так:
-
собираем предварительную информацию о компании для общего понимания;
-
краткий брифинг;
-
затем после утверждения проекта проводится детальное интервью;
-
предлагаем разные форматы заполнения: самостоятельный, созвониться по телефону, зуму, списаться по почте, в мессенджерах, голубиной почтой — не важно, главное получить результат.
Самое любимое — опытные, подготовленные заказчики. Такие клиенты приходят с уже готовым ТЗ, в нем есть все: что нужно, чего хочется, примеры и референсы, ссылки на продукты.
Клиенты, которые внимательно относятся к брифованию, занимают отдельное место в сердечке Окто.
-
Бриф — это не страшно и не сложно.
-
Бриф нужен заказчику не меньше, чем исполнителю.
-
Грамотно заполненный бриф позволяет команде сделать на выходе качественную и уникальную работу, избегая шаблонных решений.
-
Обычно у брифа типовая структура, но каждый проект особенный, а вместе с ним и бриф.
-
Бриф — фундамент будущего проекта.
Лучшее в блогах
Вам понравится
В мире, где бизнес часто сосредоточен на продажах, мы в Stik решили сделать проект, который говорит о другом — о внимании, человечности и поддержке. Так началось наше сотрудничество с Санкт-Петербургским Институтом раннего вмешательства (ИРАВ) — организацией, помогающей детям с особыми потребностями и их родителям.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана