Какую цену на копирайтинг пиар-менеджеру и маркетологу включить в прайс для клиента: 3 вида статей по сложности
Содержание
-
Категории сложности статей
-
Как определить категорию сложности текста для клиента
-
Почему важен диалог с заказчиком
1. Категории сложности статей
В зависимости от того, каких усилий и времени требует подготовка материалов, можно выделить три их вида.
Первая категория сложности. Текст, который сгенерировали с помощью ИИ
Допустим, нам в ноябре 2025 года надо написать статью о развитии рынка туризма и объеме инвестиций в него в 2025 году. Вот часть такого материала, созданная с помощью ChatGPT:
В 2024 году в российскую туристическую отрасль сделаны существенные вливания капитала: объем инвестиций превысил 1 трлн рублей. Реализуется ряд крупных проектов, чиновники заявляют о дальнейших планах вложения средств: упоминаются суммы порядка 1,2 трлн рублей. Это означает, что в ближайшие годы в сектор может поступить большой капитал. Таким образом, на рынке отмечается переход от точечных вложений к системной работе по развитию инфраструктуры и сервиса.
С ростом вложений отрасль развивается:
-
По данным на 2024 год внутренний туристический поток достиг рекорда — порядка 92 млн поездок внутри страны.
-
В 2024 году открылось порядка 80 отелей (≈9 000 номеров).
-
Доля туризма в ВВП росла и по итогам 2024 года приблизилась к 2,5%.
Недостатки текста:
-
Вода — после того, как сказали о планах вложить 1,2 трлн, написано: «В ближайшие годы в сектор может поступить большой капитал». (Это предложение можно удалить без ущерба для смысла). В первом предложении фразу «сделаны существенные вливания капитала» тоже можно удалить — останется: «В 2024 году объем инвестиций в российскую туристическую отрасль превысил 1 трлн рублей».
-
Много глаголов в страдательном залоге: «реализуются», «упоминается», «отмечается»…
-
Неясно, откуда взяты данные: «Упоминаются проекты с суммарным планом инвестиций порядка 1,2 трлн рублей по программе льготных кредитов». (Кем упоминаются? Где?)
-
Несмотря на то, что в промте было указано: «2025 год», — ИИ собрал данные только за 2024 год.
-
Тезис: «На рынке отмечается переход от точечных вложений к системной работе по развитию инфраструктуры и сервиса», — нужно раскрыть. Какие делались «точечные вложения» (о них перед этим в тексте ничего не говорится)? Как выглядит «переход» (например, привести данные об объеме инвестиций в предыдущие годы, чтобы читатель видел, что ситуация изменилась). В чем выражается «системная работа»?
Однако материал верно описывает положение дел в отрасли: рынок туризма действительно растет, государство и коммерческие компании инвестируют. А вода и неполное раскрытие тезисов никак не искажают основную мысль статьи. То, что текст пишем в ноябре 2025-го, а данные приводим за 2024 год, — не так страшно: ведь не за 2023-й и не за 2016-й.
Материал не подойдет для СМИ, однако его вполне можно публиковать в блоге клиента, если бюджет на копирайтинг ограничен, а контент создавать как-то надо.
Стоимость на рынке
На тексты, сгенерированные искусственным интеллектом, большой разброс цен. Обычно стоимость статьи составляет от 800 до 6000 рублей, в зависимости от объема, требований к уникальности и редактуре.
Считается, что такие тексты дешевле заказывать на биржах копирайтинга. Однако у последних часто большие комиссионные платежи: они могут превышать величину НДФЛ и страховых взносов, уплачиваемых по трудовому договору или ГПХ.
Например, на одной из бирж, чтобы копирайтер получил 350 рублей за 1000 знаков, вы должны зачислить на ее счет 535 рублей. В эту сумму входят:
-
25,48 р. (5%) — НДС.
-
84,92 р. (20%) — комиссионные биржи за сотрудничество (сумма вычитается сразу при поступлении средств).
-
20,22 р. (5%) — комиссионные биржи за заказ, удерживаются с клиента.
-
20,22 р. (5%) — комиссионные биржи за заказ, удерживаются с исполнителя.
-
11,53 р. (3%) — комиссионные биржи за вывод средств на банковский счет исполнителя.
-
22,36 р. (6%) — налог самозанятого.
-
350 р. с копейками — остаются у исполнителя на счете.
Представим, что тот же копирайтер оформлен по ТК РФ в штате заказчика. На каждые 350 р. зарплаты компания должна перечислить в госбюджет 52,23 р. НДФЛ (13%) и 121,47 р. страховых взносов (30,2%). Общие затраты работодателя составят 523,7 р. А на бирже, как мы помним, — 535 р.
Если вам надо создавать много текстов этой категории, то лучше искать копирайтера на hh.ru и заключать трудовой договор. Во-первых, так дешевле, чем заказывать на бирже. Во-вторых, автору, оформленному по ТК РФ, можно поручать задачи клиентов, с которыми подписано соглашение о конфиденциальности.
Вторая категория сложности. Статья за ограниченное время
Копирайтер садится и за рабочий день пишет статью, используя столько источников, сколько успевает найти и проанализировать. Он освещает тезисы в той мере, в какой это удается за отведенное время (за 6–10 часов).
В телеграм-канале «Журналисты и медийщики» обсуждали, как долго нужно писать статью, чтобы она получилась совсем хорошей: большинство участников сошлось во мнении — 2–3 дня.
Очевидно, что у текста, который сделан за один день, могут быть недостатки: изучено не так много фактуры, где-то пропущен переход от одной мысли к другой (он есть в голове копирайтера, но не выражен словами в готовом материале)…
Пример:
В 2024 году государство и бизнес вложили в туристический сектор свыше триллиона рублей.
-
Если сравнивать первые два квартала 2025 и 2024 годов, то, по данным Минэкономразвития, число поездок по стране увеличилось на 7%.
-
Портал CRE.ru приводит результаты исследования NF Group: за январь–июнь открылось на 32% больше качественных гостиничных номеров, чем за аналогичный период прошлого года.
Недавно Правительство РФ выделило еще 4,5 млрд рублей, чтобы стимулировать внешний и внутренний туризм. Как сообщает портал Туризм.рф со ссылкой на премьер-министра Михаила Мишустина, до 2030 года инвесторы планируют направить около 1,7 трлн рублей на развитие отрасли.
Достоинства и недостатки текста:
Материал написан в стиле деловых СМИ, содержит ссылки на результаты свежих исследований, здесь нет воды. Однако у него есть недочеты:
-
Нет логики в переходе от первого предложения (объема вложенных средств) к теме увеличения номерного фонда и числа поездок, а потом — в возврате к обсуждению инвестиций.
-
Приведено мало данных — можно и побольше найти.
Таких недостатков не должно быть в тексте работника СМИ. А вот в коммерческом копирайтинге эти особенности часто и не считаются минусами. Ведь цель материалов в пиаре и маркетинге — передать читателю определенную информацию о компании, о ее продуктах и услугах, а не показать представителя бренда высококлассным журналистом.
Если делают экспертную колонку, то ее задача — продемонстрировать, что клиент хорошо разбирается в теме. В таких материалах говорят о его уникальном опыте (для этого лучше всего брать у него интервью). А какую аналитику и в каком объеме приводить в подкрепление слов эксперта — не имеет большого значения.
Стоимость на рынке
Такие статьи за 8–12 тысяч рублей можно заказать у копирайтера, у которого есть опыт работы журналистом или автором бренд-медиа.
Третья категория сложности. Материал по стандартам журналистики
Копирайтер садится и пишет статью столько времени, сколько нужно, чтобы получился глубокий, исчерпывающий материал. Например, если отрывок, который приведен выше, дополнить и переделать, то будет примерно так.
Вариант 1:
В 2023 году государство и бизнес вложили в туристический сектор более 800 млрд рублей, а в 2024-м —свыше триллиона. Увеличение объема инвестиций привело к прогрессу в отрасли:
-
Портал CRE.ru пишет об исследовании NF Group: за январь–июнь открылось на 32% больше качественных гостиничных номеров, чем за аналогичный период прошлого года.
-
Если сравнивать первые два квартала 2025 и 2024 годов, то, по данным Минэкономразвития, число поездок по стране увеличилось на 7%.
-
В ноябре «КоммерсантЪ» приводит аналитику ВТБ и OneTwoTrip: россияне стали на 73% чаще бронировать отели и тратить на треть больше.
-
В 2025 году доля туристического сектора в ВВП России почти достигла 3%, сообщает Интерфакс со ссылкой на слова вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Рынок развивается, поэтому интерес инвесторов не ослабевает: недавно Правительство РФ выделило еще 4,5 млрд рублей, чтобы стимулировать внешний и внутренний туризм. На портале Туризм.рф есть информация о заявлении премьер-министра Михаила Мишустина: до 2030 года инвесторы планируют направить в отрасль около 1,7 трлн рублей.
Что стало лучше:
Появилась логика: мы говорим о том, что за 2023–2024 г.г. вложено в туризм много денег, поэтому рынок стал развиваться, и, как следствие, инвесторы будут направлять в отрасль еще больше средств.
Кроме того, добавили данные за 2023 год (чтобы было видно динамику), вставили результаты исследования затрат на путешествия и частоты бронирования отелей. Материал стал полнее и содержательнее.
Вариант 2:
В России развивается туризм — увеличивается номерной фонд, россияне больше путешествуют:
-
Портал CRE.ru пишет об исследовании NF Group: за январь–июнь открылось на 32% больше качественных гостиничных номеров, чем за аналогичный период прошлого года.
-
Если сравнивать первые два квартала 2025 и 2024 годов, то, по данным Минэкономразвития, число поездок по стране увеличилось на 7%.
-
В ноябре «КоммерсантЪ» приводит аналитику ВТБ и OneTwoTrip: россияне стали на 73% чаще бронировать отели и тратить на треть больше.
-
В 2025 году доля туристического сектора в ВВП России почти достигла 3%, сообщает Интерфакс со ссылкой на слова вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Развитие рынка во многом обусловлено притоком инвестиций. В 2023 году государство и бизнес вложили в туристический сектор более 800 млрд рублей, а в 2024-м —свыше триллиона. Недавно Правительство РФ выделило еще 4,5 млрд рублей. На портале Туризм.рф есть информация о заявлении премьер-министра Михаила Мишустина: до 2030 года инвесторы планируют направить в отрасль около 1,7 трлн рублей.
Что стало лучше:
Здесь тоже есть логика: ведем речь о развитии рынка и затем объясняем, что оно обусловлено притоком инвестиций.
Стоимость на рынке
Раньше эту категорию статей не отделяли от предыдущей. Но в 2024 и 2025 годах на рынке стали появляться объявления, где указано, что за «сложные» статьи пиар-отделы и маркетинговые агентства платят 15–20 тысяч рублей:
«До 15 000 ₽ за большие материалы на сложную тему, например, про финансы».
«Вилка сложной статьи может достигать и 20 000 ₽».
Критерии сложности у каждой компании свои, однако тут важна тенденция — на рынке пиара и маркетинга начинают классифицировать тексты в зависимости от трудозатрат.
2. Как определить категорию сложности текста для клиента
Пиар-менеджеру и маркетологу важно уточнять у заказчиков, чего они ожидает не только от продвижения бренда, но и от самих текстов. Иногда люди со стороны клиента так и говорят:
Я думаю, в наш блог можно генерировать статьи с помощью ИИ.
В материалах должен быть виден хороший авторский стиль, мы раньше заказывали у копирайтеров, но они плохо писали.
Когда у нового клиента запрос на «хорошую статью, написанную без ИИ», то можно по умолчанию сделать сначала текст второй категории сложности:
-
Если заказчика устроит, то в дальнейшем нужно писать такие же статьи.
-
Если же первый текст не понравился, то надо делать следующий материал уже сразу третьей категории сложности.
3. Почему важен диалог с заказчиком
Иногда пиар-менеджеры и маркетологи занимают по отношению к клиенту позицию: «Сделали под козырек и помаршировали исполнять». Разумеется, необходимо слушать, что говорит заказчик, и работать в его интересах, не вступая в споры. Однако полезно выстраивать продуктивный диалог без ущерба клиентоориентированности.
Заказчики часто не разбираются в видах контента, иногда их представления далеки от реальности. Например, компания хочет полноценный, глубокий журналистский материал по цене текста, сгенерированного искусственным интеллектом.
Поэтому пиар-менеджеру и маркетологу важно обсуждать с клиентом разные варианты подготовки контента. Обычно со стороны заказчика выступает либо собственник (когда организация маленькая), либо сотрудник отдела маркетинга и внешних коммуникаций (если речь о среднем и крупном бизнесе). Это люди грамотные, которые способны понять рыночную ситуацию и найти решение.
Как чаще всего реагируют заказчики:
По нашему опыту, клиенты в ряде случаев не против увеличить бюджет на копирайтинг, если это позволит уменьшить трудозатраты члена их команды, который принимает тексты. Когда же средства ограничены, компании принимают другие меры, в частности:
-
дают задание рекрутеру — отыскать на рынке труда такого копирайтера, какой будет писать сравнительно хорошо за небольшие деньги (иногда это удается, иногда — нет);
-
находят среди штатных работников того, у кого есть литературные способности, и поручают ему писать статьи;
-
соглашаются с тем, что тексты, которые присылает пиар-менеджер или маркетолог, будут с небольшими недочетами (их персонал компании сам устранит);
-
отказываются от части методов продвижения. Планировали публиковать полезный контент в СМИ, в VK и в Tg, но оказалось, писать для журналов — дорого. В итоге решили делать контент только для соцсетей, не продвигаясь в СМИ.
В любом случае, если с клиентом налажен диалог, то клиент хорошо понимает, каковы особенности статей, которые делает для него команда. Следовательно, заказчик не предъявляет претензий, а маркетолог или пиар-менеджер может спокойно работать — сосредоточиться на продвижении.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Согласно исследованию Аналитического Центра Российской Индустрии Рекламы (АЦ РИР), средний и крупный бизнес в основном полагается на внешних экспертов при проведении рекламных кампаний. Большинство компаний — 73% — привлекают для этого специализированные агентства, 62% опрошенных используют собственные команды, а около трети (32%) обращаются к фрилансерам и консультантам.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана