В траве сидит не кузнечик, а маркетолог: анатомия гринвошинга
«Экология» стала одним из самых популярных слов XXI века. Но за модным зелёным фоном и крафтовой бумагой иногда скрываются решения, которые не всегда отражают настоящую заботу о планете. Какие визуальные и текстовые приёмы часто используются для создания «зелёного» имиджа? Какими должны быть эффективные практики устойчивого дизайна сегодня? Обсуждаем вместе с победителем 20-го сезона конкурса ADCR Awards.
Что движет индустрию вперёд?
Собрали лучшие дизайн-решения в российской рекламе по версии Клуба Арт-директоров России.
Скачайте и вдохновляйтесь!
Дизайн на службе у гринвошинга
Многие бренды стремятся подчеркнуть свою экологичность, используя различные визуальные и текстовые приёмы. Однако за этим часто скрываются детали, которые дают повод усомниться в реальном воздействии этих продуктов на окружающую среду. Александр Сафронов, креативный директор агентства PUSH PUSH, рассуждает о том, как часто экологичные маркеры оказываются спорными и приводит в пример как уже знакомые концепции, так и современные технологические решения:
Сразу вспоминается отметка «сделано из натуральных продуктов» — всегда вводит в ступор. Это как если услышать «я за всё натуральное, никакой химии». Только вот из школьной программы мы помним, что всё химия, кроме физики. Поэтому к продукту тут же появляются вопросы.
Александр Сафронов
Креативный директор агентства PUSH PUSH
Рынок электромобилей активно продаёт образ экологической революции, обещая избавить планету от углеродных выбросов. Однако, как отмечает Александр, за этим оптимистичным посылом скрываются серьёзные экологические проблемы, о которых мало кто говорит. Илон Маск, Китай и автоконцерны стремятся пересадить людей с «бензиновой иглы» на «экологически чистые» автомобили. Но в этой цепочке упускается важное звено — металл литий, который используется для аккумуляторов электромобилей и множества бытовых устройств.
По данным ООН, более миллиона детей в Африке работают на нелегальных литиевых шахтах, нанося вред своему здоровью. Это — неудобная правда, которую бренды электромобилей предпочитают не афишировать. Кроме того, литий трудно утилизировать: его необходимо либо плавить на металлургических комбинатах, либо извлекать с помощью химических смесей, что дорого стоит и точно не приносит пользы планете.
Александр отмечает, что проверить экологичность проекта — задача не из лёгких. Дизайнер сможет сделать точный вывод только в случае, если у него будет полный доступ к информации о производственных процессах и логистике. Без этого он может полагаться лишь на открытые источники о бренде и на его репутацию.
Когда упаковка 3в1
Примеры экологичных и эстетичных упаковок мы видим каждый день. Но функциональны ли они? Как показывает опыт, симбиоз эстетики, функциональности и экологичности в дизайне можно найти даже в прошлом. Александр Сафронов делится своими наблюдениями о том, как гармонично могут существовать эти три аспекта в одной упаковке:
Кто рос в 90-е и начале 2000-х, наверняка частенько видел в американских фильмах стеклянные бутылки с молоком. Кто постарше, мог видеть вживую трёхлитровые банки или бидоны с тем же самым молоком, но на просторах СССР. Это два простых примера, когда эстетика, функциональность и экологичность гармонично существуют в одной упаковке одинакового продукта в разных странах. Аналогичные примеры упаковки можно встретить и сейчас — премиальный шотландский виски или отборный мёд тяжело представить в пластике. Такой продукт обязательно будет «упакован» в дерево, стекло или металл.
Александр Сафронов
Креативный директор агентства PUSH PUSH
Манифест или действия?
PUSH PUSH: «Настойка на сгоревших лесах»
Кейс агентства PUSH PUSH «Настойка на сгоревших лесах», получивший бронзу в 20-ом сезоне ADCR Awards, — яркий пример того, как экология может стать частью искусства и культуры. Он демонстрирует, как важен баланс между ярким месседжем и реальными действиями. Вопрос в том, как грамотно сочетать эти два подхода, чтобы не только заинтересовать общество, но и добиться реальных изменений:
Если сделать тысячи PR-проектов по теме экологии, выпустить миллионы новостей и транслировать людям лишь это 24/7, то их не будут заботить ни мировые конфликты, ни цены, ни даже то, возьмёт ли Юра Борисов «Оскар». Только стоит понимать, что без реальных шагов, особенно на государственном уровне, проблемы экологии никогда не будут решаться. Без законов и их исполнения, природоохранных зон или программ сохранения редких видов животных, всё будет похоже скорее на экологический кружок самодеятельности, чем на глобальную силу. Так что одни должны обозначать проблему, а государство должно её решать. Только так это и работает.
Александр Сафронов
Креативный директор агентства PUSH PUSH
Экологичный финал
Настоящий устойчивый дизайн — это честные и ответственные действия на всех этапах производства. Только тогда мы сможем достичь подлинной гармонии между эстетикой, функциональностью и заботой о планете.
ADCR Awards — это площадка для проектов на самые разные темы: от экологии до социальных вызовов и инноваций. Если ваше высказывание готово прозвучать — самое время подать заявку на сайте.