Аналитический центр Российской индустрии рекламы подвел итоги 11 волны Исследования функционала и доходов сотрудников рекламных агентств, которое ежегодно проводится по инициативе Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Александр Дяченко — бренд-стратег и автор подкаста «Маркетинг и реальность» и Елена Деревщукова — креативный продюсер и CEO студии «Подкаст-подкаст» (Краснодар) обсудили тему применения теории 12 бренд-архетипов Пирсон-Марк в создании контента, и ошибок в позиционировании экспертов и брендов в архетипе Правителя.
Дополнительно, Александр раскрывает подробности о написании своей книги про применение теории 12 бренд-архетипов на российском рекламном рынке.
Елена Деревщукова — креативный продюсер и телевизионщик в поколении. Ее отец — Владимир Носырев — известный журналист на Кубани, Член Союза журналистов России, создатель «Видео-Пресс-Новости» — одной из первых частных телекомпаний в Краснодарском крае. Елена часто была с отцом на площадках и записях, постигая профессию с детства.
Я — яркий представитель Творцов. Креативный продюсер — сама должность говорит за себя. Мой опыт — 25 лет: работа на ТВ, в журналистике, с придумыванием тем для программ, сценариев для корпоративной культуры (фильмы, ролики).
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Елена много работала с администрациями и структурными подразделениями: большой ведомственный пласт чиновников. Долгое время была в архетипе Правителя: последний айфон, строгий стиль в одежде. Хотя всегда чувствовала себя Творцом. И стала им, поняв, что большая ценность — быть собой и не стесняться своих неординарных нарядов.
За мной много запредельной креативности и абсурдистской логики: выход за привычные рамки и шаблоны. И я поняла, что это архетип Шута: когда ты можешь себе позволить сказать правду, но так, чтобы ее услышали.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Помогли это понять личные занятия импровизации в клоунаде и playback-театре, где главное — полная импровизация и непонимание, что ожидает в следующую секунду на сцене. Это, по словам Елены, развивает навык быть гибким настолько, чтобы улавливать любые заказы и запросы от реальности.
Студия сделана для Правителей, Эстетов и Простодушных. А еще носит архетип Творца, как креативное пространство. По словам Елены, у Правителей не хватает креативности: они ригидны в своих счетных палатах, и им нужно пространство, которое бы их дополняло.
Вся техника нашей студии — премиум-сегмент. Не каждая студия может позволить себе пространство в 100 кв.м. А еще над нами — шесть куб.м. воздуха. Премиум-сегмент и нужен Правителям. А Любовник, потому что все красивое и золотое.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
В студии — friendly-обстановка: на это намекает ощущение прозрачности и открытости. Пространство может зажить по-другому, если сделать более драматичный свет. А еще можно поменять циклораму: в белую или темную. Есть разные столы — например, под дерево. А также — трендовый ковер. Элементы заднего фона можно менять в зависимости от нужного архетипа.
Расположение камер динамично: есть крепления, подвесы, пантографы для съемок с высоких точек. Можно ставить до пяти камер, делать телевизионные «восьмерки» (прим.ред. — правило 180 градусов — способ съемки, при котором между людьми мысленно проводится «ось общения», а камеры располагаются по одну сторону этой оси).
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Можно сказать, Елена взяла свой телевизионный опыт и перенесла его на студию. Она улыбается, когда говорят, что подкаст со зрителями — новый формат. Хотя это старый-добрый формат шоу с говорящими головами — всем известные телевизионные схемы и стандарты.
Здорово, что люди используют эти штуки: диалоговое общение — хорошие рельсы и тренд метамодерна (прим.ред. — обобщение изменений и состояний культуры с 1990-х до нашего времени, пришедших на смену постмодернизму. Термин означает «между и над» и отсылает к платоновскому понятию metaxis — одновременное пребывание между противоположностями).
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
По словам Елены, не все люди способны смотреть друг другу в глаза: многие выдерживают контакт и избегают его. Задачи подкаста — выдерживать открытость вопросов, быть видимым и проявленным, а также говорить то, что хочешь.
Архетипы — не только визуальные коды, но и семантика языка: как мы говорим, с каким интонированием, как окрашиваем речь, какой смысловой конструкцией обладаем, какие мысли высказываем. Комбо из этого всего и рождает архетип: очень плоско смотреть на вещи только с визуальным кодом.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Елена считает стереотипом то, что креатор обязательно должен заезжать с шариками и готовыми решениями. Сперва диагностика: выслушать запрос и уйти подумать. Елена предлагает диапазон частот и смотрит, на что реагируют клиенты. А потом показывает свои кейсы, а также примеры из мировых и российских трендов.
От других креаторов меня отличает то, что во мне есть Правитель: контроль, таблички, госконтракты. Я беру идею, описываю и кладу ее на KPI. Чем четче структура и больше управления, тем больше возможности спонтанности. Этот закон подсказал мне playback-театр. Творческие проекты хорошо монетизируются, если они хорошо материализованы и заземлены.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Вся теория про архетипы пошла из книги «Герой и бунтарь» Маргарет Марк и Кэрол Пирсон. Маргарет Марк работала вице-президентом рекламного гиганта и использовала теорию архетипов в коммерции. Ключевыми в ее подходе над брендингом и бренд-коммуникациями был фокус на мифологизацию брендов через эмоциональный нарратив. Этот подход стал основой для поиска универсальных паттернов.
Эти паттерны вместе с Кэрол Пирсон, которая исследовала учение про архетипы, легли в основу книги. В итоге получилось 12 узнаваемых образов — заархивированных наборов историй и различных триггеров: визуальных и смысловых. Когда мы их видим и слышим — у нас внутри уже есть ассоциации, которыми мы напитываемся по ходу взросления: через книги, фильмы, пословицы. Все это есть в нашем культурном коде. Если знаешь набор знакомых каждому образов, то, приблизив свой бренд к этому образу, передаешь ему дополнительный смысл.
Дяченко АлександрБренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Есть 12 бренд-архетипов — 12 узнаваемых образов, которые проверенно работают в рекламе.
Александр пишет книгу по теме бренд-архетипов и бренд-маркетинга по запросу издательства «МИФ». Про ход написания книги периодически делится в Telegram-канале подкаста.
Книгу про бренд-архетипы я пишу уже два года. Около года назад меня случился кризис: я повелся на классические заблуждения о бренд-архетипах. Я понял, что мои логические доводы относительно структуры бренд-архетипов никуда не ведут и отложил книгу. Потом переосмыслил концепцию и вывел закономерные структуры в том, как и чем живут архетипы.
Дяченко АлександрБренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Сейчас Александр пишет вторую версию книги на основе собственных исследований, которые выглядят как то, что можно использовать. По его словам, когда берешься за архетипы — нельзя упрощать:
Карл Юнг рассказывал теорию о том, что каждый архетип — набор разных образов и смыслов, которые не имеют четкой формы. Но в публичном поле пытаются упростить высокие образы. Это все равно, что описать любовь: как только пытаются это сделать — со временем теряется изначальный смысл, как в испорченном телефоне.
Дяченко АлександрБренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Учение о бренд-архетипах было разработано на Западе. У каждой культуры — свои архетипы. Есть общие: образ матери — он знаком для каждого народа. Но мать в Африке и в России — это две разные мамы. Александр пишет книгу под российский рынок: для российских брендов и на российскую аудиторию, с нашими архетипами и с нашими пониманиями их.
Например, в СССР образом героя был строитель социалистического труда, потом — защитник Отечества. Сейчас у нас образ героя — тоже военный, но, по словам Александра, он неправильно подан.
Я пишу книгу для того, чтобы было понятно, как работать с образами любому предпринимателю, бизнесу, компании, агентству или госструктуре, которые хотят наделить свое сообщение в публичном поле конкретным смыслом.
Дяченко АлександрБренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Например, чтобы показать, что команда — сплоченные ребята, с которыми классно, — нужно использовать бренд-архетип Идеалиста. Такой смысл передается через Surf Coffee: это стиль жизни, и хочется быть его частью. Это то, что объединяет и Surf, и «Зацепи» (прим. ред.: кофейная франшиза из Краснодара): они хотят, чтобы ты был частью этого прогрессивного общества.
По словам Александра, очень важно разделять бренд-архетип личного бренда от корпоративного. Он считает, что человек — более сложная структура, чем бренд компании. И подвержен эмоциональным триггерам: сегодня — ты один, а завтра — другой.
Бренд компании может существовать в одном-двух архетипах. Например, сочетание Правителя и Героя: Газпром, Роснефть, Роскосмос. Есть армия исполнителей — Героев, и Правители — большие дяди в костюмах, перед которыми все отчитываются. Собственник небольшой компании может сильно влиять на бренд, но в больших корпорациях владелец может быть даже в архетипе Любовника.
Дяченко АлександрБренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Елена же считает, что есть прямая зависимость личного бренда собственника от корпоративного:
Если геморрой у руководителя — то и у всей его корпорации. Все, что делает ЛПР, проецируется на действия всех. Бывают случайные публичные высказывания и личные кризисы, но, в целом, развитие идет в четкую историю.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Исключение, считает Елена, если эго человека адекватно и осознанно живет параллельной реальностью: «я — одна, но моей компании это не нужно». И мозговым штурмом команда определяет, про что компания.
Но часто люди не осознают, где у них дырка в голове — и эта история переезжает в рекламную кампанию с дыркой в голове.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Елена считает, что всегда интересна композиция из двух-трех архетипов:
Если смотреть на историю про архетипы плоско — получится глупость и тривиальность, как гороскопы или любое типирование. Но человек больше, чем любая типология: он глубже и многослойнее. Он видоизменяется в каждый момент времени и его «соль» красиво раскрывается.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Любой архетип, по ее словам, не может быть статичен во всех ситуациях — это ригидное мышление и проигрышная комбинация. А композиция из архетипов раскрывает человека в полной мере. Например, Жириновский — Правитель, Бунтарь и Шут. Это лидер партии: его уже нет, но он создал такой яркий образ, который никто не повторит. Второго Жириновского нет.
На бренд работает красивая композиция. В чистом виде могут быть лишь массмаркетовские, клонируемые вещи. Но региональные и федеральные рекламные кампании, личные бренды — всегда композитные.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Александр в своей книге пишет о том, как создать платформу бренда на основе максимум двух архетипов. Он избегает тему личного бренда в книге, так как для того, чтобы определить архетип личности, нужно провести с человеком много времени. У каждого выражен один-два архетипа, один из которых — сильнее.
Даже один архетип — хорошо, если ты живешь ним, а не натягиваешь, как сову на глобус.
Дяченко АлександрБренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
По словам Александра, существуют такие ошибки Правителей:
1. Неправильный подбор студии и ее декораций. Например, за маленьким столом сидят два Правителя и пытаются разговаривать. Это выглядит комично.
2. Неправильное понимание взаимосвязи архетипа и ракурс:
У меня есть коллега — digital-эксперт (Юра, привет!). У него архетип Правителя. Когда-то я подсказал ему перестать себя записывать сверху вниз.
Дяченко АлександрБренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
3. Когда Правителя ставят в позицию бренд-архетипа Мудреца. Когда Правителя вынуждают мудрствовать на камеру, а также кого-то обучать — выглядит нелепо.
4. Когда Правитель очень долго растягивает одну мысль, не успев донести ключевую суть в установленный тайминг (если ведущий подкаста его ограничивает, что уже нарушает иерархию архетипов).
5. Когда Правитель идет в подкаст, но не умеет говорить. Правители стоят во главе компании и процессов — пусть занимаются своими прямыми обязанностями. У них есть ребята, которые отлично расскажут о компании.
Но бывает, в подкаст приходит Правитель-Идеалист: он эмоционален и может классно рассказать. Правитель-Эстет, владелец кофейни, — тоже. Но если для Правителя подкасты — некомфортная среда и он не привык рассказывать — его не нужно заставлять.
Дяченко АлександрБренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Елена отметила такие ошибки в формировании образа Правителя:
1. Искажение геометрии при съемке Правителя:
В парковой культуре есть понятие соразмерности предметов. Больше всего Правитель боится хаоса: это максимальная свобода и неуправляемая история. Или когда происходит искажение геометрии: неправильно выстроено расстояние, в результате чего мы видим большую голову и маленькие плечи. Либо когда интервьюер больше Правителя: тогда последний не занимает лидирующую позицию.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
2. Неверный выбор архетипа студии для Правителя. По словам Елены, для Правителя смешная комбинация, когда на его фоне красивый и креативный бардак.
3. Когда Правителя перебивают:
«Короля играют слуги»: ведущий не может перебивать. Перед Правителем он должен сидеть и не дышать. Ведущий не может себе позволить сомневаться или провоцировать: мнение Правителя должно быть весомым.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
4. Образ Правителя портит гиперконтроль. Часто в работе с клиентом в архетипе Правителя много правок со стороны его окружения:
Но гиперконтроль и гиперфикс над ситуацией мешают спонтанности. Все любят оживленных людей. Паузы, когда человек думает, оправданы, но их требуют убрать. Тем самым мы убиваем лояльность — то, зачем подкасты и делаются. Контроль у Правителя — ок: мы за это его и любим. Но когда гиперконтроль у него и его свиты — подкаст может быть категорически испорчен.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
5. Неуверенность в собственных словах. По словам Елены, в подкасте все ментальные баги и нарративы считываются на 100%:
Сейчас дефицит внимания и времени: куда внимание — туда и энергия. А у людей очень мало энергии, и они используют ее очень дозированно. Люди, считывая неконгруэнтность (несоответствие), сразу тебя проскроллят. В мире открытого информационного поля выигрывают те, кто может открыто говорить, выдерживать напряжение и тратить энергию. Это сильное визуальное послание аудитории: я открыт, и готов идти на открытые вопросы.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
По словам Александра — необязательно:
Часто ко мне приходят на консультации по теме архетипов, а я спрашиваю, зачем и что конкретно нужно. Важнее смысл, образ и каналы продвижения.
Дяченко АлександрБренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Елена считает, что 90% людей используют их неосознанно, и архетипы работают без нашего участия:
Управлять можно только тем, что можно потрогать и осознать. Если ты этого не осознаешь — это работает без тебя. Ты сам случайно становишься Жириновским, а потом не знаешь, как тебя туда занесло. А если ты осознаешь свои ограничения, преимущества, то можешь выгодно включить в себе элементы того или иного архетипа.
Елена ДеревщуковаКреативный продюсер, CEO студии «Подкаст-подкаст»
Теория двенадцати бренд-архетипов Кэрол Пирсон и Маргарет Марк уже давно нашла ответ на вопрос о том, какие образы и как именно могут повлиять на клиентское поведение. Усилить лояльность, повысить ценность продукта, привлечь больше амбассадоров или изменить восприятие устоявшихся парадигм — всё это возможно через функции определённых бренд-архетипов.
Если вы хотите в полной мере применить силу архетипического маркетинга на вашем личном, корпоративном или HR-бренде — пишите на почту pr@marketing.audio или в Telegram Александра Дяченко — @fenixeales.
Репост подкаста коллегам — это плюс в вашу digital-карму!
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу подкаста «Маркетинг и реальность», чтобы не пропускать анонсы новых эпизодов, дополнительный материал от автора и всё то, что не успевает попасть в основные выпуски подкаста.
Над материалом работали:
Анастасия Дяченко — редактор, информационный голос;
Александр Дяченко — бренд-маркетолог, спикер. Автор подкаста «Маркетинг и реальность».
По вопросам рекламы, участия, спонсорства и нативных интеграции в бренд-медиа и подкаст «Маркетинг и реальность» — pr@marketing.audio
Аналитический центр Российской индустрии рекламы подвел итоги 11 волны Исследования функционала и доходов сотрудников рекламных агентств, которое ежегодно проводится по инициативе Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Материал исследует, как компании превращают свои точки контакта в полезные ритуалы, почему одни сервисные форматы прочно закрепляются в жизни людей, а другие остаются разовыми экспериментами. Рассматриваются реальные практики, технические шаги и мелкие детали, которые делают коммуникацию незаметной, но при этом незаменимой.
Почему один UX/UI-проект оценивают в $3 000, а другой — в $25 000? Разница кроется в задачах, подходе и деталях процесса. Ниже разбираем, из чего складывается цена, где появляются дополнительные расходы и как выбрать команду, чтобы не потерять в качестве.
Чтобы сделать материал, который на 100% соответствует ожиданиям заказчика, надо уже иметь опыт подготовки контента именно для этого человека. Если клиент новый, то есть вероятность, что ваши статьи ему не понравятся. Представляем алгоритм, как маркетологу или пиар-менеджеру поступать, чтобы все тексты устраивали заказчика.