Телеграм обогнал ВКонтакте — но не обогнал. Что происходит?
Дисклеймер: оригинальный текст опубликован в августе 2023 года.
10 августа «Коммерсантъ» со ссылкой на Mediascope сообщил, что аудитория Телеграма в России обогнала по размеру аудиторию ВКонтакте — то есть, проект Павла Дурова стал самой популярной соцсетью страны (даже с поправкой на то, что формально это мессенджер).
В тот же день свой отчет опубликовали и VK. Ее представители начали поправлять многие каналы и медиа, указывая, что лидером российского рынка остается именно социальная сеть ВКонтакте.
Третий отчет за день опубликовал ВЦИОМ — и, согласно его данным, Телеграм уступает не только ВКонтакте, но Тиктоку, официально ушедшему из России уже больше года назад.
Что же происходит на медиарынке, что все источники выступают с разными заявлениями —, но при этом у каждой находятся подтверждающие эти заявления цифры? Давайте разбираться.
Начнем с Mediascope. Согласно их данным, Телеграм действительно обогнал ВКонтакте по популярности в России — почти на два миллиона пользователей. Проблема в том, что это лишь один из показателей.
В отчете Mediascope одновременно приводятся две метрики: дневная и месячные аудитории, DAU и MAU. И если смотреть на DAU, лидирует Телеграм — 54,3 миллиона человек против 52,6 миллиона у ВКонтакте.
Но в том же отчете есть и MAU — и по нему лидирует уже ВКонтакте (87,6 миллиона человек против 81,2 миллиона у Телеграма). И именно на MAU, только без отсечки пользователей младше 12 лет, опирается отчет VK.
Вы можете каждый день пользоваться Телеграмом —, но стоит лишь один раз случайно нажать на пуш о чьем-нибудь дне рождения или открыть из поиска страницу какого-нибудь заведения, и вы попадает в категорию людей, которые «раз в месяц пользовались ВКонтакте»
Кристина УтробинаExpert Media Manager DeltaClick x Dinnovate Group
Стоит заметить, что MAU Телеграма тоже растет — пусть и не так стремительно, как DAU. С марта 2022 года месячная аудитория мессенджера увеличилась на 22% — с 66,6 миллиона до 81,24 миллиона человек. MAU Вконтакте за то же время выросла лишь на 6%.
Правда, есть еще одна деталь. Если подставить точкой отсчета начало 2023 года, то MAU ВКонтакте и вовсе сократилась — пусть и в пределах одного процента. Из семи месяцев 2023 года, данные по которым публикует Mediascope, MAU ВКонтакте росла лишь в марте и в июне.
MAU Телеграма же за текущий год падала только один раз, в апреле, в пределах -0,4%. Зато в июле, по данным Mediascope, месячная аудитория мессенджера выросла сразу на 5,8% — или, если считать в абсолютных значениях, примерно на четыре с половиной миллиона пользователей.
Мы не до конца уверены, что послужило причиной такого буста аудитории. Основным виновником кажутся мятежные события, за которыми в начале месяца многие следили именно в неподцензурном Телеграме. А вот в то, что на ситуацию как-то повлияло появление сторис, верится с трудом
Кристина УтробинаExpert Media Manager DeltaClick x Dinnovate Group
Впрочем, при всей разнице темпов роста, обогнать ВКонтакте по месячной аудитории Телеграм сможет еще не скоро. По достаточно грубым оценкам, без серьезных пиков вроде июльского и при сохраняющейся стагнации ВКонтакте, только на уравнивание уйдет около двух лет.
Что касается исследования ВЦИОМ. В нем приводится еще одна метрика: количество времени, которое пользователи проводят в том или ином сервисе. В тройке лидеров — ВКонтакте, Тикток и Телеграм.
Но и тут есть нюансы. Согласно релизу ВЦИОМ, респонденты «заполняли вопросник онлайн». То есть те средневзвешенные значения, которые мы видим в этом исследовании — это округление от приблизительного.
Из этого исследования есть только один вывод: в России самыми популярными являются именно эти три соцсети. Но и этот вывод не очень точен, так как в опросе нет YouTube —, а его цифры, согласно Mediascope, очень близки к показателям ВКонтакте и Телеграма
Кристина УтробинаExpert Media Manager DeltaClick x Dinnovate Group
Ранее наши эксперты также разбирались, что не так с новой соцсетью Марка Цукерберга Threads — и почему потенциальный конкурент Твиттера стал очень спорным проектом уже спустя пару недель после запуска.
А в мае наше digital-агентство DeltaClick исследовало, насколько успешно продвигается замещение Тиктока на российском рынке коротких видео — и поговорило об этих динамиках с несколькими популярными тиктокерами.
Больше обзоров важных событий, а также записей с крупнейших конференций и историй успешного применения маркетинговых практик вы найдете в нашем новом телеграм-канале «Точки опоры»
Лучшее в блогах
Вам понравится
В конце лета 2024 года в России были зафиксированы серьезные проблемы с работой YouTube, что создало значительные трудности для сайтов, использующих встроенные плееры. Пользователи, нажимая на кнопку воспроизведения, сталкивались с бесконечной загрузкой черного экрана, что вызывало раздражение и разочарование. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие последствия это может иметь для сайтов и какие существуют пути решения данной проблемы.
Любителям детйтига из «Одноклассников» в 2025 году не нужно будет разлогиниваться, чтобы найти себе пару. В первой половине следующего года платформа запустит новый сервис знакомств. Пока безымянный проект будет работать как в виде отдельного мобильного приложения, так и внутри соцсети. Новый сервис адресован аудитории, привычной к «традиционной механике знакомств и взаимодействия с другими людьми в интернете».