Свежие правки и комментарии юристов к закону о рекламе
Выясняем, как безопасно размещать рекламу товаров и услуг в условиях законодательных изменений.
Юридический департамент Ingate Group знает, как быстро меняются установки в информационном поле закона о рекламе и смежных сферах.
Иностранные мессенджеры: важно
С 1 июня 2025 года в России начал действовать закон, запрещающий использовать зарубежные мессенджеры для передачи конфиденциальной информации в отдельных государственных и финансовых организациях.
Для кого важно помнить про этот запрет:
Банки
Кредитные и некредитные финансовые организации
Государственные органы
Маркетплейсы и агрегаторы информации о товарах и услугах
Социальные сети
Операторы связи
Сервисы по размещению услуг и объявлений
Прочие интернет-платформы с аудиторией пользователей в сутки более 500 тыс человек
На что запрет
Запрет распространяется на консультацию и информирование граждан РФ через иностранные мессенджеры во всех форматах:
Рассылка уведомлений
подтверждение заказов
переписка
передача персональной информации, в том числе с использованием чат-ботов
техподдержка
Какие предусмотрены штрафы
За использование иностранных приложений вопреки запрету устанавливается административная ответственность.
Размер штрафов: от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц и от 100 000 до 700 000 рублей для организаций.
Запрет на рекламу VPN
С 1 сентября 2025 года вступил в силу запрет на рекламу ВПН-сервисов.
За продвижение подобных сервисов установлены штрафы:
для граждан — от 50 до 80 тыс. рублей,
для должностных лиц — от 80 до 150 тыс. рублей,
для юридических лиц — от 200 до 500 тыс. рублей.
При этом само использование VPN не считается правонарушением. Закон не предусматривает наказания за доступ к заблокированным в России Instagram** и Facebook** через VPN.
*Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.
Пятизвездочные отели и гостиницы
Теперь сведения об отелях и гостиницах обязаны включать номер записи из Единого реестра объектов классификации туристской индустрии.
Онлайн-сервисы будут исключать из поиска такие гостиницы и отели, которых нет в указанном реестре. Если эта сфера деятельности актуальна для вас, поспешите привести дела с Единым реестром объектов классификации в сфере туристской индустрии в порядок.
Ложные ожидания
С 1 января 2026 года вводятся ограничения на рекламу услуг по банкротству граждан: В рекламе нельзя обещать или гарантировать полное списание долгов и обязательных платежей, утверждать о возможности не исполнять обязательства или призывать к этому.Запрещено заявлять, что государство создало систему для избавления от долгов.В рекламе обязательно должно присутствовать предупреждение: «Банкротство влечет негативные последствия, в том числе ограничения на получение кредита и повторное банкротство в течение пяти лет. Предварительно обратитесь к своему кредитору и в МФЦ».
Для аудиорекламы этот текст должен звучать минимум 3 секунды, в видеорекламе — отображаться не менее 3 секунд и занимать не менее 7% площади кадра, а в других форматах — занимать не менее 7% рекламного пространства.
Распространители рекламы будут нести ответственность за несоблюдение этих требований.
«Поехали!»
Появилась информация о законопроекте, который с 2026 года позволит Роскосмосу размещать наружную рекламу на космической технике.
В качестве потенциальных рекламодателей инициаторы законопроекта рассматривают крупные российские банки и страховые компании.