05.08.2022, 11:38

РСПП: поправки в закон «О рекламе» могут распространиться на соцсети

Пользователи соцсетей и тематических групп не смогут давать собственные объявления в случае принятия поправок в закон «О рекламе», считают в комиссии по связи и IT Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). О рисках, вызванных слишком широкими возможными трактовками предложенного законопроекта, предупреждают юристы. Автор законодательной новеллы уверяет, что пользователей соцсетей она не затронет. Одновременно стало известно о письме Федеральной антимонопольной службы, которая просит правительство не форсировать подготовку поправок к законопроекту.

Photo by Hal Gatewood on Unsplash

С позицией комиссии по связи и IT РСПП по законопроекту о едином регуляторе цифровых рекламных платформ и электронных объявлений физических лиц ознакомился «Коммерсант». К ранее высказанным аргументам против его принятия авторы отзыва добавляют, что предлагаемые поправки ударят по социальным сетям, которым грозит существенное урезание функционала.

В случае одобрения текущей версии законодательной новеллы единый оператор будет управлять абсолютно всем объявлениями физлиц, размещенными не только на классифайдах, таких как «Авито», «Профи.ру», Headhunter и др., но и объявлениями в соцсетях и мессенджерах, уточнили в комиссии РСПП.

После принятия законопроекта в первом чтении был установлен 30-дневный срок на сбор поправок к инициативе. Максим Шаскольский, директор ФАС, направил письмо первому заместителю руководителя аппарата правительства Валерию Сидоренко. В письме ФАС просит перенести срок представления поправок на осень, сообщают «Ведомости». Шаскольский объясняет необходимость предоставления отсрочки тем, что некоторые ведомства, обязанных предоставить свои отзывы, не сделали этого. В частности, свои отзывы не направили Минфин, Минэк, Минтранс, МВД и МИД. Автор письма, ссылаясь на «отсутствие возможности выработать консолидированную позицию» в указанный срок просит продлить срок представления поправок до 5 сентября.

«Если проект вступит в силу в таком виде, обычные пользователи соцсетей и мессенджеров не смогут просто написать в чате „продаю коляску, никому не нужно?“ или разместить такое объявление у себя на странице или в группе, они должны будут давать объявление только через нового единого оператора», — полагают в комиссии. Это связано с отсутствием конкретики в законопроекте, в котором речь идет просто об объявлениях частных лиц, без упоминания места их размещения.

С мнением комиссии не согласен инициатор законодательных поправок Антон Кирьянов. Он утверждает, что мессенджеры, чаты и тематические группы, где люди обмениваются информацией, не попадают под регулирование. «В соответствии с текстом законопроекта ограничивается деятельность лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в форме электронных досок объявлений, и включенных в соответствующий перечень, утверждаемый Минцифры», — ответил он.

Соцсети «Одноклассники», «ВКонтакте» и холдинг VK, владеющий ими, от комментариев отказались.

Законопроект подвергся критике на всех уровнях. Против поправок выступили Федеральная антимонопольная служба (ФАС), правительство Москвы, Петербурга и ряда других регионов, общественная организация «Опора России», РСПП, НАВК, второй крупнейший игрок рынка наружной рекламы Gallery, и крупнейшие классифайды — Drom.ru, сбербанковская Domclick.ru и Avito.ru.

По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Повелия, законопроект «фактически ведет к ликвидации рынка наружной рекламы», сообщает «Фонтанка». «В результате указанного регулирования могут быть нарушены права и свободы граждан, в том числе на неприкосновенность частной жизни, свободное распространение информации любым законным способом» — заявил чиновник. Вице-губернатор также высказал опасения, что будет сокращен объем социальной рекламы, снизятся поступления в городской бюджет и может пострадать исторически сложившийся облик северной столицы.

Руководитель практики имущественных отношений Amulex.ru Галина Гамбург указала, что хотя в пояснительной записке к законопроекту и сказано, что его требования не распространяются на пользователей соцсетей, «но в самом тексте проекта эта непричастность прямо не прописана». Проект определяет электронные объявления физлиц, как объявления, размещенные в том числе на «сайтах», а к последним можно отнести и соцсети, резюмировала она.

«Чрезвычайно широкими» назвал предлагаемые нормы законопроекта руководящий юрист Birch Legal Александр Гаврилов. По его мнению, без существенного уточнения формулировок, «для того чтобы „продать гараж“, придется столкнуться с не вполне прозрачной бюрократией».

Запретить пользователям публиковать объявления в соцсетях в своей ленте вряд ли возможно, полагает глава Института исследований интернета Карен Казарян. Однако существующий в соцсетях функционал позволяет публиковать именно объявления формата классифайд. Во «ВКонтакте» есть разделы «Объявления» и «Маркет». Эксперт считает, что такой функционал попадает под действие законопроекта.

Поправки к закону «О рекламе», предложенные депутатом-единороссом Артемом Кирьяновым, предполагают создание единого оператора всей цифровой наружной рекламы и всех электронных объявлений физических лиц. Оператор будет осуществлять проверку рекламного контента на соответствие законодательству, сам определит цены на размещение и займется защитой персональных данных пользователей. Оставаясь участником рынка, он будет заключать контракты на установку своих рекламных конструкций сроком на 30 лет без торгов и получит право на трансляцию своей рекламы на экранах городского и муниципального транспорта на этот же срок.

Законопроект принят Государственной думой в первом чтении. Готовятся отзывы профильных ведомств, которые собирает Федеральная антимонопольная служба. Дальнейшее обсуждение законопроекта пройдет на осенней сессии.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
11.04.2024
Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
01.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?