Предложения показывать на цифровых конструкциях в наружной рекламе социальные новости и увеличить квоту на соцрекламу во всех медиа с 5% до 10% не нашли однозначной поддержки у президента Владимира Путина. С этими инициативами сегодня на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к президенту глава холдинга Maer Константин Майор. По его словам, необходимость скорректировать рекламное законодательство вызвана тем, что сейчас «особенно важно всеми доступными средствами транслировать наши традиционные нравственные и культурные ценности, национальные успехи и достижения».
Москва выступила против изменений в законе «О рекламе»
К критике поправок в закон «О рекламе», предполагающих создание единого оператора цифровой наружной рекламы, присоединилось правительство Москвы. Глава департамента средств массовой информации и рекламы города Иван Шубин направил в комитет Совета федерации по экономической политике письмо с замечаниями к предложенным изменениям в закон. Городские власти не хотят создания цифровой рекламной монополии, потери контроля над обликом города, нивелирования роли социальной рекламы и снижения доходов московского бюджета. Их также беспокоит возможный взлом инфосистемы единого оператора. Автор законопроекта депутат Кирьянов и компания Russ Outdoor не согласились с выводами главы московского департамента.
Предложенная депутатом-единороссом Артемом Кирьяновым законодательная инициатива предполагает создание единого оператора всей цифровой наружной рекламы и всех электронных объявлений физических лиц. Оператор будет осуществлять проверку рекламного контента на соответствие законодательству, сам определит цены на размещение и займется защитой персональных данных пользователей. Оставаясь участником рынка, он сможет без торгов заключать контракты на установку своих рекламных конструкций сроком на 30 лет и получит право на трансляцию своей рекламы на экранах городского и муниципального транспорта на этот же срок.
Законопроект принят Государственной думой в первом чтении. Готовятся отзывы профильных ведомств, которые собирает Федеральная антимонопольная служба. Дальнейшее обсуждение законопроекта пройдет на осенней сессии.
На изменения в закон «О рекламе» продолжает сыпаться критика. К депутатам, предпринимателям и представителями министерств, уже резко высказавшимся о поправках, присоединилось правительство Москвы, сообщают «Ведомости». В Совет федерации направлено письмо, отражающее точку зрения городских властей на законопроект. Автор письма — глава департамента средств массовой информации и рекламы города Иван Шубин.
По мнению Шубина, появление на рынке структуры, совмещающей в себе функции участника рынка и контролирующего органа, приведет к созданию монополии на рынке цифровой рекламы. Ранее о таких последствиях говорил представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС). На прошедшем 28 июля в Госдуме круглом столе представитель ведомства, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Яна Склярова, отметила, что ведение компанией-оператором хозяйственной деятельности и предоставление ей же контролирующих функция противоречит действующему антимонопольному законодательству и может привести к злоупотреблениям по отношению к другим участникам рынка.
По мнению правительства Москвы, утверждение схемы цифровых рекламных конструкций (ЦРК) на федеральном уровне, в Минцифры, по предложению единого оператора является «необоснованным вмешательством в правомочия региональных и местных властей» по отношению к внешнему виду населенных пунктов. Власти субъектов будут выступать только как «согласующие» предложенную схему органы. Шубин указывает, что это сделает невозможной реализацию единой городской политики в сфере градостроительства и благоустройства. Все это может привести к нарушению внешнего облика столицы и создать неудобства для жителей, уверены в правительстве Москвы.
В законопроекте также не прописан порядок урегулирования вопросов с оператором в случае, если он будет недобросовестно эксплуатировать ЦРК. «Фактически единый оператор не несет никакой ответственности за совершенные им нарушения», — отмечается в письме. Использование единого информресурса для распространения электронной рекламы увеличит риски распространения незаконной информации, в случае если к нему будет получен несанкционированный доступ. Взлом ресурса «повлечет коллапс всей российской системы электронной рекламы, размещение антироссийской пропаганды и экстремистских материалов на каждом ЦРК и на всех электронных рекламных объявлениях», говорится в письме Шубина.
Также правительство Москвы высказывает опасения, что принятие законопроекта может привести к нарушению концепции единого информационного пространства на транспорте. Сейчас эта система позволяет сообщать людям о происшествия, чрезвычайных ситуациях и транслирует социальный контент. На долю рекламы приходится менее 13% от эфира системы. Доходы от нее идет на дальнейшее финансирование инфопространства московского транспорта, говорится в письме. Единый оператор получит эту инфраструктуру, поскольку может использовать для размещения ЦРК государственный и муниципальный транспорт. По мнению Шубина, будет нивелирована роль социальной рекламы, в законопроекте не учитывается возможность выделения 10% времени под социальные проекты правительства Москвы.
Сейчас в Москве используется 31 000 экранов, установленных на 7900 транспортных средств.
Принятие поправок приведет к снижению доходов бюджета города, полагают в правительстве Москвы. Планируется, что единый оператор будет определять цены на установку и эксплуатацию ЦРК, исходя из расчетов средневзвешенной цены по ранее заключенным договорам. В Москве это расчет будет производиться на основе договоров, заключенных в 2013–2014 годах. Не будет учитываться разница в цене в зависимости от территории. Это некорректно, поскольку реклама в центре города привлекательнее, чем на окраине, поясняет Шубин.
С тезисом о возможном сокращении доходов субъектов не согласен инициатор поправок в закон «О рекламе» депутат Антон Кирьянов. По его словам, заложенный в законопроект принцип определения цены на установление ЦНР позволит избежать «выпадающих доходов для субъектов РФ». «Он предусматривает в обязательном порядке основываться на текущих ценах или в отношении аналогичных рекламных конструкций. В ином случае возникал бы риск определения цены решением уполномоченного ведомства, не основываясь на ценах, указанных в действующих контрактах, и на рыночной практике каждого субъекта РФ», — пояснил он.
Мнение Антона Кирьянова разделяет представитель Russ Outdoor. По его мнению, «органы муниципальной власти смогут пополнять бюджеты и получать дополнительную прибыль за счет установки конструкций единого оператора в дополнение к ранее заключенным договорам, по которым им продолжат платить».
В компании не видят рисков и в нарушении антимонопольного законодательства: «Следить за деятельностью единого оператора будут Минцифры и ФАС». Необоснованными в компании считают и другие замечания к законопроекту. Например, по словам ее представителя, требования к безопасности программного обеспечения будут определяться Минцифрой, а «в настоящий момент в данной сфере к российским компаниям не предъявляются никакие требования по безопасности ПО».
С возможным нивелированием роли социальной рекламы депутат Кирьянов также не согласен: «Напротив, государство в рамках реализации законопроекта получит эффективный медиаканал на территории всех субъектов РФ для размещения информации государственной значимости». Кроме того, он считает необоснованными и утверждение о том, что на единого оператора нельзя будет воздействовать, поскольку он «действует под контролем уполномоченного органа исполнительной власти (Минцифры)»: «В результате будет больше внимания к нарушениям законодательства и будет обеспечено реагирование (на них)».
ADPASS подробно писал об истории этой законодательной инициативы.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Законопроект «О защите американцев от приложений, контролируемых иностранными противниками», более известный как «закон о запрете или принудительной продаже TikTok» 23 апреля был одобрен Сенатом США, а 24 апреля подписан президентом Джо Байденом. Но это еще далеко не конец истории TikTok в Соединенных Штатах. Конгрессмены и президент свою работу закончили. Дальше за дело возьмутся судьи, потенциальные покупатели и Коммунистическая партия Китая (КПК).
В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.
Американские кинопроизводители лоббируют закон об экспресс-блокировке пиратских интернет-ресурсов. Для подавления подозрительных серверов им не нужно будет вести бесконечные тяжбы, достаточно решения судьи. Обойдется и без произвола правообладателей, которые 10 лет назад хотели протащить закон, обязывающий IT-компании блокировать контент по первому требованию его владельцев. Упрощенная судебная практика применяется более чем в 40 странах мира, включая Россию. Но ее эффективность невысока из-за пиратских «зеркал».
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы