01.08.2022, 10:05

Классифайды объединились против монополизации

Поправки в закон «О рекламе», принятые со скандалом в середине июля, продолжают пополнять ряды своих противников. К критике законодательной инициативы, предусматривающей фактическое создание монополии на рынке цифровой наружной рекламы и классифайдов, присоединились две лидирующие в своих категориях доски объявлений — владивостокская Drom.ru (№1 среди авто-классифайдов России) и сбербанковская Domclick.ru (российский №2 среди классифайдов по недвижимости). Вместе с Avito.ru они просят вмешаться в ситуацию премьер-министра Михаила Мишустина.

Поправки в закон «О рекламе» (законопроект №160605–8) внес депутат-единоросс Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета по экономической политике. В поправках предлагается установить особый режим распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц. Для этого необходимо создать единого оператора, который будет отвечать за размещение всей цифровой наружной рекламы и объявлений частных лиц, которые публикуются не в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Цель поправок — снизить риск передачи недостоверной информации и не допустить утрату государством оперативного контроля за ее размещением, что могло бы угрожать национальной безопасности. По мнению автора, наружная реклама на цифровых носителях, транспорте и электронные доски с частными объявлениями физлиц являются наиболее уязвимыми секторами в информационной сфере.

Кирьянов считает, что единый оператор позволит государству справиться с этими угрозами.

Сейчас законопроект принят в первом чтении. Свои отзывы на него готовят профильные ведомства. Головным исполнителем выбрана Федеральная антимонопольная служба.

В письме (имеется в распоряжении редакции), подписанном директорами трех крупнейших российских досок объявлений, говорится, что в случае принятия поправок в закон и создания оператора-монополиста другим участникам классифайд-рынка придется или прекратить свою деятельность, или вести ее через оператора. Прекращение деятельности независимых классифайдов обернется для региональных и федерального бюджетов налоговыми потерями в сотни миллиардов рублей, тысячи сотрудников компаний останутся без работы, а десятки миллионов граждан не смогут пользоваться привычными сервисами.

По данным «СПАРК» за 2021 год:

Выручка Avito (ООО «Кех Екоммерц») 42,66 млрд рублей, налог на прибыль 4,06 млрд рублей.

Выручка Drom.ru (ООО «Амаяма Авто») 1,49 млрд рублей, налог на прибыль 66 млн рублей

Выручка «ДомКлик» (ООО «ЦНС») 12,35 млрд рублей, налог на прибыль 1,87 млрд рублей

Указан только налог на прибыль. Остальные налоги (НДС, НДФЛ, взносы в фонды и косвенные налоги) не включены.

Сейчас ни один из существующих операторов классифайдов не соответствует критериям единого оператора, указанным в законопроекте. Авторы письма отмечают, что технологическое решение для реализаций функций по размещению электронных объявлений физических лиц единому оператору придется создавать с нуля, а вложения составят сотни миллиардов рублей.

В письме не поднимается вопрос о том, сколько времени понадобится единому оператору для создания необходимого технологического решения. Например, универсальный классифайд «Авито» работает с 2007 года, автоклассифайд Drom.ru начал создаваться в 1999 году, самый молодой из подписантов — сервис Domclick.ru — запущен Сбербанком в 2017 году.

Представители классифайд-лидеров отметили, что их сервисы не предназначены для массового распространения информации и не могут быть использованы для агитации, влияния на государственную политику, формирование общественно-политических взглядов и убеждений. Доски объявлений никогда не привлекались к ответственности за нарушение законодательства, регулирующего распространение информации в интернете. В письме отдельно подчеркивается, что все серверы компаний находятся в России и трансграничная передача данных фактически не происходит, что соответствует закону «О персональных данных». Все компании являются российскими и управляются из России.

Во время своего выступления в Госдуме депутат Артем Кирьянов заявил, что неизвестно, где обрабатываются данные россиян, но высказал уверенность в том, они (данные) пересекают границу. Неизвестно, «что из анализа больших данных будет <…> достоянием недружественных государств». По мнению Кирьянова, доски не проверяют контент объявлений на предмет соблюдения законодательства.

Привести конкретные примеры нарушения законодательства Кирьянов не смог.

Кто подписал письмо Мишустину

От лица «Авито» письмо подписал Генеральный директор ООО «КЕХ еКоммерц» В. А. Правдивый.

Универсальный классифайд Avito.ru начал свою работу в 2007 году. Сервис находится на первом месте в разделе «Классифайд» в России и в мире. Ежемесячное количество визитов 318,9 млн (по данным сервиса SimilarWeb).

«Авито» принадлежит нидерландской компании Prosus (европейское подразделение Naspers), которая объединяет сайты объявлений в разных странах мира. В России компания действует через ООО «КЕХ еКоммерц». В 2021 году классифайд занял пятое место в списке «30 самых дорогих компаний Рунета» Forbes Russia с оценкой $4,9 млрд.

От лица Domclick.ru письмо подписал вице-президент-директор дивизиона «ДомКлик» ПАО «Сбербанк» Н. А. Васев.

Классифайд недвижимости Domclick.ru в июне 2022 года находится на втором месте в категории «Недвижимость». Его ежемесячная аудитория составляет 16 млн посетителей (по данным сервиса SimilarWeb).

Сервис был запущен в 2017 году. Учредителем сайта выступало ООО «Центр недвижимости от Сбербанка». Платформа создавалась как онлайн-площадка для оформления ипотеки от Сбербанка. Объявления о продаже квартир появились на сервисе в ноябре 2017 года. В декабре 2018 была представлена услуга аренды недвижимости. Коммерческая и нежилая недвижимость начала предлагаться на сайте в 2019 году.

От лица Drom.ru письмо подписал заместитель директора ООО «Амаяма Авто» М. А. Щитинин.

Авто-классифайд Drom.ru по данным на июнь 2021 года находится на первом месте в рейтинге автомобильных классифайдов в России. Ежемесячная количество визитов составляет 61,9 млн человек (по данным сервиса SimilarWeb).

Платформа была запущена в 1999 году. Основателями являются два жителя Владивостока — Егор Николаев и Алексей Фищенко. Изначальное название сайта было auto.vl.ru, и он специализировался только на японских праворульных автомобилях. В 2001 году на сайт появился форум, где автолюбители делятся своими мнениями и обмениваются опытом. Позднее на платформу были добавлены разделы: запчасти, новости, автопутешествия, отзывы автовладельцев, ПДД-онлайн и другие. Ребрендинг сайта auto.vl.ru на Drom.ru произошел в 2006 году. В 2020 году портал вошел в рейтинг «20 самых дорогих компаний Рунета» издания Forbes, где занял 19-е место с оценкой $100 млн.

История вопроса

15 июля поправки к закону «О рекламе» обсуждали в Госдуме.

Еще до начала внеочередного заседания Госдумы с критикой законопроекта выступил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. По его словам, «кто-то под сурдинку, пока у нас вопросы безопасности на первом месте, хочет ввести своеобразную систему `Платон`, против которой мы в свое время голосовали, для цифровой рекламы в РФ».

Само обсуждение прошло эмоционально. Подавляющее большинство выступавших критиковали законопроект. Депутаты отмечали, что многие положения документа незаконны, а через профильный комитет по экономической политике его провели с грубыми нарушениями процедуры. Они также ставили под сомнение то, что забота о безопасности страны является истинным мотивом появления поправок.

Несмотря на множество вопросов законопроект был принят в первом чтении. За проголосовали 266 депутатов, против — 65, воздержались — 4.

ADPASS подробно писал об этом заседании.

18 июля против законопроекта выступили ведущие российские операторы наружной рекламы. На внеочередном заседании члены Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК) осудили фактическую монополизацию рекламного рынка. В принятой резолюции содержится обращение «к депутатам Государственной думы с убедительной просьбой при подготовке поправок в законопроект в процедуре второго чтения принять во внимание серьезную обеспокоенность участников отрасли этим законопроектом и при доработке документа учесть наше коллективное мнение». Среди подписавших — руководители ведущих операторов наружной рекламы Gallery, «Постер», «Реклама-Центр», «Восток-Медиа», «Транзит Медиа Групп», «ВинЭкс», «Дизайнмастер», «Норд Стар Медиа», «Мособлреклама».

23 июля на Change.org вывешена петиция «Поддержка команды „Авито“ ИТ-сообществом России», адресованная председателю правительства Михаилу Мишустину.

Авторы петиции просят премьер-министра «сформулировать однозначную позицию правительства по отношению к разрушительным законодательным инициативам, решающим несуществующие проблемы и „кошмарящим“ отечественную ИТ-отрасль». Они считают, что принятие поправок навредит не только классифайдам и их пользователям, но и затормозит развитие российского IT-сектора. Сейчас письмо подписали уже более 6000 человек.

Подробнее о петиции можно прочитать в нашей статье.

28 июля в Госдуме прошел круглый стол, посвященный поправкам. Инициатором мероприятия стала партия «Справедливая Россия», фракция которой голосовала против законопроекта. С критикой поправок выступили Федеральная антимонопольная служба — головное ведомство, готовящее отзыв правительства на законопроект о едином операторе и Минпромторг. Эксперты и участники встречи высказали самые разные идеи: от предложений оставить айтишников и рекламистов в покое, до усиления роли Роскомнадзора и ФСБ в контроле за содержанием рекламы и даже национализации отрасли и передачи ее крупнейшим российским медиахолдингам — «Газпром-медиа» и «Национальной медиагруппе».

Параллельно прошла встреча недовольных инициативой Кирьянова под эгидой ЛДПР. Лидер партии Леонид Слуцкий так прокомментировал ее результаты: «Срок предоставления поправок к законопроекту был продлен до 13 августа. Но „поправлять“ там нечего. Нужно просто взять на себя смелость, ответственность и отклонить эту убийственную инициативу во втором чтении. Призываю все остальные парламентские фракции разделить позицию ЛДПР. Это будет честно».

Узнать больше о происходившем в этот день в Госдуме можно в нашем материале

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Как сделать спецпроект
в ВК мессенджере?