10.09.2024, 18:45

Перелет с перевесом: авиа и туристический бизнес обсуждают привязку цены авиабилета к весу пассажира

Перед маркетологами авиакомпаний замаячила непростая задача: объяснить клиентам, почему цена авиабилета зависит от веса пассажира. Эксперты туристической и авиаиндустрии всерьез обсуждают, кто должен платить больше: пассажир весом 65 кг с 30-килограммовым чемоданом или пассажир весом 100 кг с 20-килограммовым багажом. Исследование по этой теме опубликовала Международная группа исследователей из Университета Кука (Австралия), опросившая пассажиров авиакомпаний в США.

Как пассажиры относятся к плате за вес

Исследование, в котором рассматривается отношение пассажиров к зависимости цены авиабилета от веса путешественника, провел международный коллектив во главе с Денисом Толкачом из Университета Кука (Кернс, Австралия). Текст опубликован в International Journal of Tourism Research. Авторы опросили 1012 совершеннолетних жителей США, выяснив их отношение к трем возможным вариантам ценообразования.

Первый вариант (Standard policy) — самая распространенная, хорошо всем известная, действующая в большинстве авиакомпаний система ценообразования. У авиакомпании есть лимиты на предельный вес ручной клади и регистрируемого багажа. Превышение этих норм оплачивается дополнительно. Вес самого пассажира на цену билета не влияет.

Второй вариант, предложенный в опросе (Threshold) — взимать дополнительную плату с пассажиров, чей вес превышает 160 фунтов (72,6 кг). Понятно, что такой предел был установлен в чисто научных целях и цифра весьма условна, так как огромное количество людей, имеющие массу тела свыше 72,6 кг могут быть скорее худыми, чем тучными.

Третий вариант (Unit of Body Weight) — индивидуальная цена билета для каждого пассажира, определяемая на основе суммы его веса и веса багажа.

Вопросы к респондентам

Опрошенные оценивали справедливость каждого варианта по семибалльной шкале (ноль — неправильно, несправедливо, неприемлемо, семь — абсолютно правильно, совершенно справедливо, полностью приемлемо).

Все респонденты должны были указать свой рост и вес. У 6,7% опрошенных вес оказался ниже нормы, у 35,1% была избыточная масса тела, 24% страдали ожирением, вес остальных был в пределах нормы. Норму авторы исследования определяли как вес от 56,7 до 76,2 кг. Страдающими ожирением признавали тех, чей вес превышал 92 кг.

Более половины участников опроса в среднем совершали 1–5 авиаперелетов в год, 22,1% — от 6 до 10 авиаперелетов, остальные летали еще чаще.

Худые за справедливость

Опрос показал, что чем больше весит человек, тем более справедливой кажется ему принцип «все платят одинаково». Люди с недостаточным весом в среднем ставили оценку 4,9 по 7-балльной шкале, а люди, страдающие ожирением — 5,3.

Вариант переплаты за лишний вес показался справедливее всего худым — 4,26 балла. Менее всего его одобрили страдающие ожирением — 3,4 балла. Похожим оказалось и отношение к оплате в зависимости от общего веса пассажира и багажа. Самую высокую оценку дали худые — 4,44 балла, самую низкую — страдающие ожирением (3,63 балла).

Отношение к разным системам оплаты зависело также от других факторов. Те пассажиры, которые в последних поездках платили за билет менее $200 лучше относились ко всем трем системам чем те, кто платил более $400. Те, кто летает редко, хуже относились к стандартному принципу ценообразования, чем те, кто совершал более десяти полетов за год.

Среди тех, кто летал эконом-классом, оказалось больше противников второго и третьего варианта по сравнению с пассажирами первого класса и бизнес-класса. Пассажиры бюджетных авиалиний в целом хуже относились к идее переплачивать за вес или платить из расчета за общий вес пассажира и багажа. Респонденты старшего возраста спокойнее воспринимали второй и третий вариант по сравнению с молодежью.

Толстый платит дважды

Борцы с изменением климата считают индустрию авиаперевозок одним из главных «загрязнителей» планеты. На ее долю приходится 2,5% выбросов парниковых газов в атмосферу, а совокупный вклад авиаиндустрии в изменение климата оценивается в 4%.

Один из возможных способов изменения ситуации — снижение веса, который перевозит самолет. Это экономит топливо и, следовательно, снижает выбросы парниковых газов. Подсчитано, например, что экономия в 1 кг веса на ежедневно выполняемом рейсе «Лондон-Сидней» позволит сэкономить за год 87 235 кг топлива. В связи с этим возникает дилемма: с одной стороны, правильно ли, что пассажиры платят одинаковую цену за билет, независимо от собственного веса;, а с другой, этично ли требовать дополнительную плату с пассажиров с избыточным весом.

В первом десятилетии XXI века американские авиакомпании начали вводить новые правила для тучных пассажиров (plus-size). В 2009 году таких компаний было девять, в том числе United Airlines, Continental Airlines, Delta Air Lines, JetBlue, Southwest Airlines. «Тучным» считался пассажир, который не мог поместиться между двумя опущенными подлокотниками и пристегнуться одним ремнем безопасности. Если в салоне были свободные места, пассажиру предоставлялось два места. Если самолет был полон, пассажира отправляли следующим рейсом, при этом он должен был заплатить за второй билет. В апреле 2023 года plus-size инфлюенсер Джеелин Чейни подала петицию в Федеральное управление гражданской авиации США (FAA). Она призвала FAA потребовать от всех авиалиний принятия четко выраженных правил, касающихся «потребителей определенного размера» (customers of size).

Продажа двух билетов по цене двух — не единственный вариант. В 2012 году норвежский исследователь Бхарат Бхатта в статье, опубликованной в Journal of Air Transport Management, выдвинул идею — определять цену авиабилета по принципу «плата за вес».

Идея быстро нашла отклик. В 2013 году авиакомпания Samoa Air, выполняющая авиаперевозки между странами Океании, стала первым в мире авиаперевозчиком, учитывающим вес пассажира в цене авиабилета. Цена определялась по следующей формуле — общий вес пассажира и багажа, умноженный на $0,57 на внутренних рейсах или н а$1,03 на международных рейсах. Детский тариф — 0,75% от взрослого. Гендиректор Samoa Air Крис Ленгтон назвал этот подход «концепцией будущего», так как пассажиры в целом «стали больше, шире и выше, чем 40–50 лет тому назад». Эксперимент сложно назвать успешным, так как Samoa Air несколько лет спустя обанкротилась.

Они ведут себя подозрительно

С осени 2017 года по весну 2018 года авиакомпания Finnair занималась проверкой веса отдельных пассажиров, вылетающих из аэропорта Хельсинки. В феврале-апреле 2024 года Finnair даже взвешивала отдельных пассажиров.

Федеральное управление гражданской авиации США в 2019 году разрешило американским авиалиниям взвешивать пассажиров. В июне 2023 года вес пассажиров, совершающих перелет между Паго-Паго (Американское Самоа) и Гонолулу (Гавайские острова, США), проверяла авиакомпания Hawaiian Airlines. В том же месяце пассажиры авиакомпании Air New Zealand должны были взвешиваться перед посадкой в самолет. В августе 2023 года взвешиванием пассажиров занималась авиакомпания Korean Air.

Официально взвешивание объясняли необходимостью определить необходимое количество топлива, обеспечить безопасность, провести какие-то исследования. Хотя ни одна авиакомпания не заявляла о том, что собирается начать продавать авиабилеты с учетом веса пассажиров, но, учитывая общую для индустрии тенденцию к введению дополнительных сборов, нельзя исключить, что в будущем кто-то не примет на вооружение «экологичный» или «этичный» принцип ценообразования.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Wunder Digital Agency
04.09.2024