06.10.2022, 19:03

Kantar попрощался как-то не по-английски

Правительство Великобритании запретило английским рекламным и маркетинговым компаниям работать в России. Вчера стало известно, что британская исследовательская группа Kantar продала свою долю в российском измерителе теле- и интернет-аудитории Mediascope. Выход из российского бизнеса английских предпринимателей проходит по ставшей классической для России-2022 схеме: передаче активов российскому менеджменту.

30 сентября британские власти обнародовали список мер против России. Одной из частей санкционного пакета, введенного после решения России присоединить новые территории, стал запрет на ведение английскими рекламными и маркетинговыми компаниями любой деятельности в Российской Федерации.

Ведущие мировые рекламные, маркетинговые и PR-агентства стали уходить из России после начала военных действий в Украине. Но, как правило, уход заключается в формальной передаче/продаже местного юрлица и активов локальному лояльному менеджменту.

Например, 4 марта 2022 года британский холдинг WPP, управляющий несколькими креативными и медиаагентствами (в основном консолидированными в России в холдинг GroupM) заявил, что отказывается продолжать вести бизнес в стране. Решение было принято в знак протеста против военных действий в Украине.

Холдинг WPP управляет сетями агентств — специализирующимися на разработке креатива (Grey, Ogilvy, VMLY& R, ранее известной как Young & Rubicam), закупках рекламы в медиа (MindShare, Mediacom, Wavemaker), связях с общественностью (Hill & Knowlton Strategies), бренд-консалтинге (Landor & Fitch) и др.

Громкое заявление «о несовместимости (происходящего) с ценностями компании» в итоге вылилось в реорганизацию.

5 мая 2022 год WPP сообщил, что подписал сделку по передаче российских активов локальному менеджменту.

Через пару недель, 17 мая 2022 года, сделка по передаче активов GroupM была завершена, а GroupM была переименована в Group4Media. Заодно новые имена получили и агентства, входящие в состав группы: Mindshare назвали Mediamind, Mediacom стал Mediasystem, а Wavemaker продолжил работу под брендом Mediamaker. Ничто больше не связывает WPP и Россию.

Kantar поступил аналогичным образом. Впервые о своих планах по уходу с российского рынка британская исследовательская группа заявила еще в марте 2022 года. 5 октября стало известно, что она вышла из состава акционеров компании Mediascope, которая занимается измерениями телевизионной и интернет-аудитории в России.

Не раскрывая деталей сделки, в Mediascope сообщили РБК, что в «сентябре 2022 года была достигнута финальная договоренность, в рамках которой Kantar передал свои российские активы менеджменту Mediascope».

Миноритарная доля (20%) Kantar Media в Mediascope была записана на финскую компанию группы — Kantar TNS OY. Она же владела российским исследовательским подразделением Kantar (АО «Маркетинговый информационный центр», «МИЦ»). Выручка АО «МИЦ» в 2021 году — 1,3 млрд рублей, чистая прибыль — 232 млн рублей (для сравнения, выручка Mediascope за 2021 год — 3 млрд рублей, чистая прибыль — 94 млн рублей).

Кому именно из менеджмента переданы доли в обеих компаниях, по открытым источникам установить невозможно из-за непубличной формы акционерных обществ.

МИЦ с 2016 года возглавляет Евгений Попов, сменивший на этом посту действующего гендиректора Mediascope Руслана Тагиева (в 2009–2016 годах руководил обеими компаниями, сейчас только Mediascope).

В МИЦ работает около 200 человек, компания продолжает функционировать — например, 3 октября она открыла вакансию оператора call-центра в Туле.

Kantar — международная исследовательская группа. Штаб-квартира Kantar расположена в Лондоне. Как сообщается на сайте организации, ее офисы работают в 90 странах мира, включая Великобританию, США, Ирландию, Испанию, Францию, Италию, Китай и Бразилию. Персонал группы насчитывает более 25 000 сотрудников. Пул респондентов, участвующих в исследованиях Kantar, превышает 100 млн человек. Раньше Kantar полностью принадлежал британскому рекламно-коммуникационному холдингу WPP. Летом 2019 года WPP продал 60% Kantar американскому инвестфонду Bain Capital за $3,1 млрд.

Компания Kantar начала работать в России с 90-х годов. Kantar Media была основным владельцем компании TNS Russia, занимавшейся измерениями российской телеаудитории до 2016 года. Летом 2016 года Госдума приняла поправки к законам «О СМИ» и «О рекламе», по которым рекламодатели были обязаны работать с единым измерителем телеаудитории, который выбирал Роскомнадзор. Также по новому закону заниматься телеизмерениями могли только те компании, где количество иностранных акционеров не превышало 20%. В итоге Kantar был вынужден продать 80% TNS Russia. Покупателем стал «ВЦИОМ-Медиа» — дочерняя структура государственного ВЦИОМ. Сумма сделки составила 1,4 млрд рублей, которые слабо соотносятся с выручкой измерителя, которая превышала 5 млрд рублей в год. Одним из условий сделки было переименование медиаизмерителя TNS Russia в «Медиаскоп».

Оставшись миноритарным акционером Mediascope, Kantar Media продолжил поддерживать проводимые в России исследования, предоставляя технологии, исследовательские решения и консалтинговые услуги.

Авторы:
Артемий Шохор
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram