Как без ошибок определить целевую аудиторию онлайн-курса? Разбор
Пиарщик — это чувак, который жонглирует бензопилами на катушке
Первое, на чем остановились эксперты, — чем занимается пиарщик в проектной команде, каковы его функции. Они перечислили самые важные hard и soft skills, которыми должен обладать PR-специалист.
Топ hard skills современного PR-специалиста
-
Менеджерский скилл — это очень важно. Пиарщик — в первую очередь, менеджер. Это человек, который умеет организовать все процессы. Он коммуницирует с людьми так, чтобы добиться нужного результата.
-
Важны такие навыки, как скорость работы, умение не только концентрироваться на задачах, но и переключаться между ними.
-
Копирайтинг — суперважный скилл. Первый вопрос для тех, кто спрашивает про стажировку: как вы пишете? Пиарщик — это пишущий человек. Трудно представить, чтобы он просто занимался организацией и при этом сам не умел писать. Если не писать, то редактировать. Учитесь писать, учитесь писать хорошо, быстро и читайте профильные СМИ, потому что невозможно научиться писать для СМИ, которые вы сами не читаете.
-
Техническая подкованность, мультиинструментализм — такая штука, которая от пиарщиков всегда требовалась. Мультиинструментализм в хорошем смысле. Не когда пиарщик бегает и сам рисует дизайн, заказывает буклеты, варит кофе. А пиарщик, который владеет разными инструментами.
Топ soft skills PR-менеджера
Каким должен быть пиарщик как человек?
-
Нужна активность на максималках. Ценно, когда пиарщик не просто исполняет, а способен придумать сам, что он будет делать, рассказать об этом своему руководителю и сделать.
-
Эмпатия, гибкость.
-
Пиарщик должен уметь продать проект, который придумал, своим первым лицам, тем людям в компании, которые принимают решения, доказать, что это нужно делать.
-
Пиарщик — это продюсер, методолог, контентмейкер. Это важная роль. Мы никогда не делаем что-то просто ради того, чтобы делать. Мы понимаем, что мы в компании для того, чтобы компания добивалась своих целей. Для этого мы должны понимать, что за цели у компании, как эти бизнес-цели перекладываются на язык PR-задач и PR-инструментов.
Поговори с руководителем
Как подступиться к задачам? Например, у вас есть задача составить план, стратегию продвижения образовательного курса. С чего начать? Перейдем к тому, как в стратегии собирать пошаговый план действий, выбирать инструменты и как с ними работать.
Мы начинаем со сбора анамнеза. Проводим глубинные интервью и задаем кучу вопросов руководителям компании, и в том числе спрашиваем про цель бизнеса. Исходя из этого формируем набор инструментов. При этом важно понять, кто наша целевая аудитория.
Поговорить с руководителями — важная штука, и не надо ее игнорировать. Люди очень часто боятся задавать вопросы. Они думают, что вопросы глупые, и так все должно быть понятно. Или еще такое искажение, когда люди хотя замять какую-то тему: «А, ну ладно, дальше разберусь сам как-нибудь». Очень важно докопаться, какие есть задачи у бизнеса. Потому что пиарщик может это себе представлять одним образом, руководитель — по-другому. Когда через полгода это не состыкуется друг с другом, у вас будут взаимные обманутые ожидания.
Анна КольмиллерОперационный директор PR-агентства Rassvet.digital
Что читают разрабы
После этой преамбулы студенты-участники форума вместе с экспертами агентства Rassvet.digital рассмотрели, как все это можно применить на практике, на примере кейсов онлайн-курсов вузов.
Кейс 1. Онлайн-курс «Расширенное администрирование astra linux 1.7. Al-1703»
В презентациях курсов их разработчики говорят: «Этот курс для всех, он подходит всем». Это очень плохое позиционирование для курса, плохое определение целевой аудитории. Непонятно, кто такой «все» и как до него достучаться.
Если это мультикурс, и он подходит разным группам целевой аудитории, давайте определимся, что одна наша аудитория — студенты, другая — молодые мамочки, которые из декрета выходят, третья аудитория — «разрабы», которые на astra linux работают, потому что в компании стоит это ПО.
Далее мы должны понять не только, кто пользуется нашим курсом, но и кто принимает решение о покупке курса. То есть конкретно этот человек покупает курс или его работодатель? И, соответственно, мы уже целимся на работодателей, на IT-директоров этих компаний, тех, у кого уже этот astra linux стоит.
«Для всех» — это плохо. Нам надо представлять человека, который покупает курс — и не абстрактного (от 25 до 40 лет, мужчина, женщина — вот это всё). А с точки зрения его медиапредпочтений и того, как он свое время проводит. Какие он слушает подкасты? Какие он читает телеграм-каналы, СМИ и читает ли он их вообще? Исходя из того всего, мы понимаем, через какие инструменты мы можем до него достучаться. Например, мы идем в этот подкаст, мы публикуемся на vc, мы что-то еще делаем.
Путин, купи курс
Кейс 2. Онлайн-курс «Управление в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В ходе презентации целевой аудитории курса между командой студентов и специалистами Rassvet.digital состоялся такой диалог.
— Целевая аудитория нашего курса — специалисты, которым требуется переподготовка, образовательные курсы. Те, кто работают в органах власти, которым требуются программы для повышения навыков.
— Чему учат ваши программы? У вас реально очень сложный кейс на «муниципально-государственном» языке. Вы название читаете, и после третьего слова помереть охота. Есть ли смысл «по-человечески» это переименовать? Скорее, нет, потому что ваша аудитория понимает, о чем это. Они такие: «А, да, управление в сфере государственных муниципальных закупок — это то, в чем я шарю». Давайте все равно тем не менее разбираться. Это специалисты, которые занимаются чем?
— Госзакупками. Они работают в государственных службах.
— А кто принимает решение о покупке этого курса: этот человек или его руководитель? Кто его руководитель?
— Путин.
— Путин, купи курс? Маловероятно. Скорее всего, это руководительница отдела. В этой сфере существует разнарядка. Например, нам нужно научить специалистов еще и работать с таким-то ФЗ, по которому мы делаем госзакупки. А почему руководитель примет решение, что этот курс нужно купить? Какие бенефиты это принесет? Например, сотрудник пройдет, и у него появится галочка, что он может осуществлять госзакупки в определенной области. А у руководителя отдела какие способы потребления контента? Что он читает, смотрит?
— Какие-то государственные статьи?
— Который Путин пишет?
— Рассылки на почту?
— Да, скорее, она умеет почтой пользоваться. Какие площадки, какие СМИ?
— «Россия 24»?
— «Россия 24» вряд ли. Она уже пришла домой, пьет чаек и скорее всего, не думает про свои госзакупки. Эти люди с 9 до 6 работают. Если говорить о первой аудитории, пусть это будут подчиненные руководителя отдела. Подойдут ли такому человеку рассылки? Если у него уже миллион рассылок, на новую он не обратит внимания. Возможно, взаимодействие в мессенджере. Может, есть телеграм-каналы по делопроизводству, блоги на ютубе, «Консультант Плюс».
Как монетизировать K-pop dance группу
Кейс 3. Курс «Цифровые технологии в креативных индустриях»
Здесь студенты наиболее полно подошли к аудитории.
— Наш курс нацелен на тех, кто живет в регионах и хотел бы монетизировать свой культурный продукт. Например, руководители государственных учреждений культуры, потому что они сейчас приглашают креативщиков. Есть такая штука, как коммерческие креативные пространства, они сейчас развиваются. Это арт-студии. У них и рисунки, и фотосессии. Антикафе. Студенческие креативные пространства. Самостоятельные творческие коллективы, которые хотят монетизации. Кавер-группы, которые занимаются K-pop dance, они тоже хотят монетизироваться. И самозанятые творческие личности, объединения художественных мастеров. Большой разброс.
— Нужно на чем-то сфокусироваться. А что получит коллектив, который купит курс?
— Монетизацию, внимание аудитории. Сейчас это коллективы, существующие офлайн. Для них после курса есть возможность полноценно перейти в онлайн и конкурировать с большими проектами.
— Нужно посмотреть конкурентов и понять, чем курс должен зацепить. Чем он отличается от курсов «Я у мамы блогер»? Больше инструментов. Например, мы можем рассказывать, как на Патреоне завести аккаунт, как проводить эфиры в онлайне, онлайн-концерты, где может заработать кавер-группа.
Возможно, аудитория — более взрослая, но готовая осваивать цифру. Важно познакомиться с ними поближе, подтвердить свою экспертизу, показать, что вы их понимаете. Стоит провести офлайн-ивент с экспертами, которые преподают на этом курсе, на котором собрать эту аудиторию, собрать их контакты. В этом курсе важно показать больше преимуществ для людей, которые совсем не понимают в digital. Например, это те коллективы, которые собираются в домах культуры, государственные или НКО-организации. Таким образом, появится новый пласт аудитории, который получает финансирование за свое обучение от государства или спонсоров, меценатов. В эту сторону тоже можно подумать.
Мария МартыненкоPR-специалист Rassvet.digital
Итак
Первые шаги — поговорить со своим заказчиком и больше понять про продукт. Кто его аудитория? Какие стоят цели? Сколько стоит ваш курс? Сколько вы планируете на нем зарабатывать? Что вы хотите от него получить? Это имиджевый или коммерческий проект? Исходя из этого мы строим стратегию.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Работа с HR-брендом через социальные сети — это не просто публикация вакансий, а создание полноценного сообщества, которое привлечет талантливые кадры и укрепит репутацию компании. В этой статье мы поделимся основными советами и рекомендациями, как эффективно использовать социальные сети для развития вашего бренда и стать лидером на рынке труда.
Правильные подходы позволяют сократить сроки внедрения новых кадров в рабочие процессы и существенно снизить расходы компании. Внутренние базы знаний и документация могут стать мощными инструментами, которые ускорят обучение и повысят эффективность команды.