Как построить обучающую систему по маркетингу для франчайзи
Во франчайзинг сегодня активно заходят молодые люди. По данным исследования, 18–24-летние составляют 14% новых франчайзи, а 25–34-летние — 34%. Получается, почти половина (48%) всех предпринимателей, которые покупают франшизы, — молодежь. У многих нет опыта ведения бизнеса, они впервые сталкиваются с управлением командой, наймом или финансовыми вопросами.
Источник: businessmens.ru
Именно от того, как выстроена система передачи знаний, зависит, будет ли бизнес партнера работать по стандартам и приносить запланированный результат.
Однако, обучение партнеров нельзя свести к одной презентации или толстому PDF-файлу (хотя я знаю примеры франшиз с простым продуктом, где обходятся простым чек-листом). Рабочая система бизнеса посложней складывается из нескольких элементов, которые дополняют друг друга.
База знаний для обучение франчайзи
Самое важное, на мой взгляд, — база знаний. Но не безжизненный архив, куда забредают только в случае пожара, а удобный инструмент, отвечающий на главные вопросы. Представьте, что партнёр открывает её на телефоне, стоя в торговой точке, и за минуту находит понятную инструкцию: как принять поставку, как оформить возврат, как разрешить конфликт с гостями или как подключить кассу к учётной системе.
База знаний бесценна для прокачивания маркетинговых навыков. В ней может быть ключевая информация с примерами:
-
как делать рекламу по шаблонам;
-
какие промо-кампании проводить в первый месяц;
-
как писать тексты и креативы для соцсетей;
-
и как запускать таргет или активировать партнерскую программу.
Классно, если база знаний собрана, как конструктор — из блоков-подтем. Ещё лучше, если перемещаться внутри базы можно отталкиваясь и от тем, и от ролей сотрудников. Если приходится листать длинные методички, если ответы не структурированы, нет ссылок для быстрой навигации, значит, база знаний работать не будет.
Пример базы знаний для франшизы детского игрового пространства. Таблица может быть интерактивной, и каждая строка будет вести к отдельной статье, видео, шаблону или чек-листу
Вебинары и живые включения для поддержки партнерской сети
Если база знаний даёт ответы на вопросы «что делать» и «как делать», то вебинары помогают объяснить «зачем». Сухими инструкциями не заменить живое общение, которое поможет франчайзи почувствовать логику бизнеса, услышать людей, которые уже работают в системе, задать вопросы в реальном времени, разобрать маркетинговые кейсы. Обычно я советую делить вебинары на два типа.
-
Вводные вебинары, где франчайзер рассказывает о философии бренда, принципах сервиса, базовых маркетинговых инструментах.
-
Регулярные включения, где можно разбирать сложные ситуации: например, как один партнёр запустил детскую комнату в торговом центре и вышел в плюс за два месяца, или как другой столкнулся с жалобами клиентов и решил их с минимальными потерями. Можно и нужно разбирать маркетинговые кейсы — например, какая акция привела к росту трафика на 30% и какие ошибки в рекламе слили бюджет. То есть партнёр учится не только стандартам, но и практикам продвижения.
Включения работают и как «точка контроля». Партнёр понимает, что каждую неделю или месяц будет возможность спросить совета, показать результаты и свериться с коллегами. А у франчайзера нет опасений, что человек уйдёт в тень со своими проблемами и будет самостоятельно изобретать велосипед.
Менторство
Во многих франшизах помимо тематических вебинаров есть формат менторства. По сути это встречи с живым человеком, который успешно запустил филиал и может подсказать, где подстелить соломки. Наставничество снижает тревожность у новичков и экономит время: у них меньше проб и ошибок и больше смелости действовать.
Например, в одной из франшиз доставки еды новички на первых порах работают «под крылом» опытного франчайзи: тот помогает им разобраться с управлением сменами, подсказывает, как не утонуть в бумагах и что делать, если вдруг половина курьеров не вышла на работу в пятницу вечером. Согласитесь, этот вопрос гуглить бессмысленно, на него ответит только тот, кто сам побывал в этой ситуации и успешно из неё выпутался.
Под крылом опытного наставника без специального длительного обучения можно узнать маркетинговые фишечки: как правильно распределить рекламный бюджет на старте, как договориться с блогером или выбрать площадку для наружки в своём городе. Такой экспресс-формат советов экономят партнеру недели экспериментов и десятки тысяч рублей.
Интерактивные тренажёры как «песочница» для франчайзи
У обучающих тренажеров тот же принцип, что и у симулятора для пилотов. Партнер получает некие задачки или бизнес-сценарии, в которых нужно найти наилучший вариант решения. Моделировать можно любые кейсы — например, как справиться с недовольным клиентом или что делать, если первая рекламная кампания не сработала.
Можно решать маркетинговые задачки, ставя партнеру ограничения: «представьте, что у вас есть 50 тыс. рублей, что вы выберете: запуск рекламы в офлайне или контекстную рекламу». Франчайзи пробует слить бюджет или забить на соцсети и сразу видит последствия. Ошибся? Хорошо, что это только игра. В реальном бизнесе такой промах стоил бы месячной выручки.
Красивый бренд и стандарты оформления важны, но клиенты не приходят сами по себе. Если франчайзи не умеет запускать рекламу, устраивать коллаборации и привлекать людей, то бизнес не выстрелит. Обучение маркетингу — инструмент, который делает франшизу прибыльной и масштабируемой. Экосистема обучения позволяет партнерам быстрее выйти в плюс. Сеть будет расти быстрее, а владелец бизнеса получать больше прибыли.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана