Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
Законопроект № 412669-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» был принят Госдумой 15 июля 2025 года во втором и третьем чтениях. Документ вводит ограничения на деятельность компаний, проводящих потребительские исследования в России.
Документ регулирует деятельность исследовательских компаний, оказывающих услуги по обработке и анализу данных о структуре товарных рынков в России, в том числе об уровне спроса и предложения, условиях обращения товаров, их стоимости, объемах производства, импорта-экспорта и продаж, обобщенные данные о потребителях, производителях и об импортерах товаров, об условиях их реализации, принципах определения цены и иной информации о товарных рынках, используемой для продвижения на рынке.
Закон не будет применяться к исследованиям, которые проводятся в собственных интересах организатора без передачи их результатов третьим лицам. Из-под ограничений выведены исследования, которые проводятся по заказу государственных органов и с использованием данных из государственных информационных систем.
Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года и предусматривает полный запрет на участие компаний с долей иностранного капитала более 20% в проведении товарных и потребительских исследований в России. Все организаторы исследований должны быть российскими юридическими лицами.
«Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более двадцати процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, не вправе осуществлять деятельность по исследованию товарных рынков», — говорится в тексте законопроекта.
Перечисленные организации и лица не могут косвенно владеть и управлять более, чем 20-процентной долей акций в уставном капитале исследовательских компаний. Они также не могут устанавливать контроль над организаторами исследований товарных рынков, в том числе определять принимаемые им решения через третьих лиц. В противном случае их доли должны быть отчуждены в соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса РФ о прекращении права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать.
Под регулирование в рамках законопроекта не подпадают юридические лица, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) за последний календарный год не превышает 800 млн рублей.
Новый закон запрещает организаторам исследований исполнять любые решения иностранных государств о введении ограничительных мер в отношении России, ее граждан и организаций, использовать недостоверные данные о структуре товарного рынка в России, размещать эти данные и создавать условия для их размещения в интернете.
Исследователи обязаны соблюдать установленные законодательством требования к обработке персональных данных, контрсанкционной информации и иной информации ограниченного доступа.
Вся информация в ходе исследований должна записываться, систематизироваться, накапливаться, храниться, анализироваться и извлекаться с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. Также на территории России должны размещаться технические средства, используемые для исследований товарных рынков.
Мониторинг соблюдения требований закона будет осуществлять уполномоченный орган, который назначит правительство. Исследовательские компании должны не позднее 15 мая 2026 года представить в этот уполномоченный орган документы, подтверждающие их соответствие требованиям закона.
Законопроект был внесен в Госдуму в июле 2023 года группой депутатов во главе с руководителем комитета по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. Документ был принят в первом чтении 16 января 2025 года. Изначально он предусматривал создание реестра исследовательских компаний, который должна была вести Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В реестр должны были включить исследовательские организации с выручкой от 30 млн рублей в год. Иностранные компании с долей участия более 20%, согласно проекту федерального закона, могли работать в России только после получения согласия правительственной комиссии по иностранным инвестициям и включения в реестр ФАС. Компании, не включенные в реестр или исключенные из него, теряли право работать в России.
В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что на протяжении последних 20 лет на территории России ряд западных компаний, в том числе из недружественных стран, ведут исследования, собирают и аккумулируют данные о российских товарных рынках и потребителях. «Эти данные востребованы и российскими производителями, определяют их производственные и маркетинговые планы», — сообщали авторы проекта.
Комментируя принятие законопроекта во втором и третьем чтениях в своем Telegram-канале, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин заявил, что вместе с коллегами начал работу над законопроектом в 2022 году, «когда стало очевидно, что данные о потребительских предпочтениях россиян — отнюдь не безобидные маркетинговые исследования, а очень ценная информация, которая помогает нашим противникам вести экономическую и информационную войну против жителей России».
Под запрет могут попасть крупные зарубежные компании Ipsos, Nielsen и GfK, если они не изменят структуру собственности.
Nielsen — американская исследовательская компания, специализирующаяся на изучении поведения потребителей и маркетинговых исследованиях. Юрлицо российского подразделения Nielsen — ООО «Эй Си Нильсен» — на 99,9% принадлежат кипрской ACNeilson Cyprus Limited. «Эй Си Нильсен» владеет 100% долей в российской ООО «Нильсен Дейта Фэктори». Суммарная выручка обеих компаний за 2024 год составила 4,9 млрд рублей.
Ipsos Group — французская исследовательская группа. Юрлицом российского подразделения ООО «Ипсос Комкон» напрямую владеет французская Ipsos. Выручка российской компании в 2024 году составила 4,3 млрд рублей.
GfK Group — исследовательская и консалтинговая группа со штаб-квартирой в Германии. Юрлицом российской структуры GfK ООО «Международный институт маркетинговых и социальных исследований „ГФК-Русь“» владеет австрийская GfK Austria GmbH. Выручка «ГФК-Русь» в 2024 году составила 2,2 млрд рублей.
Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
Стоимость креативных услуг, которые предоставляют рекламодателям российские рекламные агентства, увеличилась по всем видам сервисов в 2025 году. По результатам исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), больше всего подорожала разработка коммуникационной стратегии, на 35% до 1,9 млн рублей, и создание позиционирования бренда, на 34% до 2,7 млн рублей.
Зарплаты специалистов по работе с социальными сетями продолжает расти. В США средний заработок эсэмэмщика превышают $100 тыс. в год, а в крупных компаниях доходит до $160 тыс., подсчитали в Link in Bio. В России похожая динамика: по данным dnative.ru, у 64% специалистов по работе с соцмедиа за последний год доход вырос. Зарплаты в SMM зависят от опыта, уровня должности и размера компании. В крупных агентствах доходы руководителей превышают 3,9 млн рублей в год, тогда как младшие специалисты получают в среднем 0,5–0,8 млн.