ADPASS рекомендует материал к прочтению
БизКуб
02.10.2025, 16:42

Когда ИП может обойтись без бухгалтера

Предпринимателям часто приходится выбирать: вести бухгалтерию самому или делегировать. Если хвататься за все подряд, можно легко упустить важные детали в финансах. Как начинающему бизнесмену определить: пришло время искать бухгалтера или учетом все еще можно заниматься самостоятельно?

Начинающие предприниматели часто сталкиваются с дилеммой: вести учет самому или привлечь бухгалтера-аутсорсера. С одной стороны, бухгалтерские услуги — дополнительная статья расходов, не каждый может себе это позволить на старте. С другой — предприниматель ежедневно сталкивается со многими задачами: работа с поставщиками, покупателями и сотрудниками, отслеживание заказов, продвижение в соцсетях, контроль остатков товаров. Если он берет на себя еще и бухгалтерские функции, то легко может что-то забыть или упустить.

Ведение учёта без бухгалтера возможно, но многое зависит от системы налогообложения. Чаще всего новички выбирают УСН или патент — требования у них разные, поэтому и уровень сложности тоже. Разберём, в каких случаях можно справиться самостоятельно, а где — нужна помощь бухгалтера.

Как предпринимателю на патенте справиться без бухгалтера

Патентная система налогообложения считается наиболее простым вариантом организации учета. Предпринимателю при таком режиме не нужно сдавать отчетность в налоговую, достаточно просто вести книгу учета доходов и расходов, а также оплачивать патент и страховые взносы.

На рынке решений для бизнеса представлен широкий выбор сервисов для ведения учета и сдачи отчетности. Приложения позволяют учитывать все финансовые операции, создают и направляют отчеты в налоговую службу, помогают считать налоги и взносы. Даже начинающие предприниматели смогут разобраться и с бухгалтерией при помощи таких приложений.

В качестве примера разберем бухгалтерские операции, которые чаще всего приходится совершать предпринимателю на патенте, в сервисе Бизкуб.

Подача заявления на патент. Представим ситуацию, в которой предприниматель решил открыть пункт проката горнолыжной экипировки. Для своего бизнеса он выбрал патент. Зимой дела шли хорошо, а в апреле продажи прекратились. В этот момент он решает начать продавать сувениры.

Торговля и прокат считаются разными видами деятельности, поэтому предприниматель решает подать заявление на второй патент. Для этого ему нужно подготовить заявление в установленной форме и подать его через МФЦ или налоговую службу.

Предприниматель сможет сформировать, заполнить и отправить заявление внутри одного приложения без похода в МФЦ или поиска форм на сайте налоговой. Не нужно искать свой ИНН, указывать фамилию, имя и отчество — приложение автоматически заполнит их из карточки организации.

Все данные в Бизкуб Отчетность подтягиваются сразу в форму

Платежи на патенте. Предприниматель должен оплачивать патент, а также вносить страховые взносы за себя и своих сотрудников. Хорошо, если для этого есть единое пространство, в котором можно отслеживать состояние всех счетов. Например, в Бизкубе есть доступ к единому налоговому счету. Сервис синхронизируется с ФНС и знает, какие платежи уже были совершены. Когда придет время внести очередной платеж, приложение подскажет, какую сумму нужно оплатить, и отразит состояние счета по всем патентам.

После уплаты страховых взносов предприниматель должен направить уведомление об исчисленных суммах налогов. Приложение позволит быстро составить такой документ и оперативно направить его в налоговую: так никакие платежи не потеряются и точно будут начислены на налоговый счет.

Бизкуб уведомит о предстоящих налоговых о платежах

Как предпринимателю на УСН справиться без бухгалтера

Упрощенная система налогообложения не требует заполнения сложных отчетов, однако список дел предпринимателя на УСН чуть шире, чем на патенте. Нужно платить налоги, взносы, а при наличии наемных работников — еще и НДФЛ. В отличие от ПСН, упрощенная система налогообложения предполагает сдачу декларации. Сумма налога не фиксированная, поэтому для заполнения декларации нужно все рассчитать. С такими задачами справится сервис учета.

Переход на УСН. Часто на УСН переходят после патента, когда доход превышает 60 млн рублей. Лимит годового дохода для УСН выше — 450 млн в год —, а из всех возможных для ИП режимов УСН остается самым доступным. Рассмотрим пример такой ситуации.

Предпринимателю нужно подать заявления о переходе на УСН и о прекращении патентной деятельности. Вместо очереди в МФЦ или долгих поисков образцов заявлений на сайте налоговой службы можно воспользоваться сервисом Бизкуб. Все формы можно найти в одном месте, а понятная навигация сократит время на поиски.

Все заявления в Бизкубе хранятся в одном месте

Сдача декларации по УСН. Одна из ключевых бухгалтерских задач. При УСН бизнес может выбрать налоговой базой доход или доход, уменьшенный на величину расходов. Эти варианты различаются не только методом подсчета, но и нюансами в сдаче отчетности. Разберемся на примерах.

Отчетность для УСН «Доходы». Рассмотрим пример, когда налогом облагаются доходы. Бухгалтер должен учесть доход по отчетным периодам, посчитать процент по налоговой ставке, внести данные в декларацию и отправить ее в налоговую службу.

Предприниматель вполне может справиться с такой задачей сам, с помощью сервиса Бизкуб. Достаточно внести в декларацию сумму полученных доходов, а процент приложение рассчитает автоматически. Останется только нажать кнопку «Отправить».

Бизкуб Отчетность посчитает сумму налога исходя из введенных данных

Отчетность для УСН «Доходы минус расходы». При системе «Доходы минус расходы» дела обстоят сложнее. Нужно правильно вести учет не только доходов, но и расходов. Это требует систематической работы: собирать и хранить документы, правильно классифицировать расходы, чтобы они были признаны налоговой. Предприниматель должен точно рассчитать прибыль, чтобы не ошибиться с налогами. В противном случае могут возникнуть штрафы или дополнительные платежи.

Например, предприниматель владеет кофейней. В общепите, как правило, при высокой выручке велики и расходы на продукты, расходники, посуду, инвентарь бариста. Поэтому кофейне выгоднее платить налог не с дохода, а с прибыли, то есть с разницы между доходами и расходами.

В интересах предпринимателя отразить больше расходов, чтобы снизить налогооблагаемую базу.

Например, предприниматель потратил на продукты для приготовления напитков 200 тыс. рублей, на аренду помещения — 350 тыс. рублей, на рекламу — 40 тыс. рублей. Такие расходы учитываются при УСН.

Допустим, предприниматель не только варит кофе, но и продает зерно под собственным брендом. Однако при упаковке очередной партии три пачки оказались бракованными: нарушилась герметичность пакета. Убытки, которые потерпит бизнес от бракованного товара, нельзя включить в расчет налога.

Если предприниматель работает на УСН, вопрос необходимости услуг бухгалтера должен решаться исходя из налоговой базы. Если налогами облагаются только доходы, можно обойтись и без бухгалтера, все текущие задачи решать с помощью онлайн-сервиса. Предприниматель может сам рассчитать все доходы и процент налога в приложении.

Для правильного ведения документации и учета расходов на УСН «Доходы минус расходы» чаще оптимально нанимать бухгалтера. Не все расходы предприниматель сможет классифицировать правильно.

Плюсы и минусы работы с бухгалтером

Чтобы окончательно определиться, нужен бухгалтер или нет, разберемся с плюсами и минусами обоих подходов.

Плюсы ИП с бухгалтером. Работа с бухгалтером гарантирует правильное ведение отчетности, минимизирует риск ошибок и штрафов. Бухгалтер в курсе всех изменений в законодательстве и может оперативно под них подстроится. Он поможет подготовить документы в случае проверок и защитит ваши интересы, а также сэкономит ваше время и позволит сосредоточиться на бизнесе и более интересных задачах.

Минусы ИП с бухгалтером. Не каждый бизнес на старте сможет себе позволить услуги бухгалтера, и не каждый предприниматель готов доверить дела постороннему.Особенно, когда речь идет об аутсорсе и доступ к бухгалтерии получает не один специалист, а целая команда. Возникает риск при смене или отсутствии бухгалтера: для поиска специалиста может потребоваться время, а для ведения учета важны все ежедневные операции.

Без бухгалтера предприниматель заметно экономит на услугах аутсорса, оставляет за собой полный контроль за финансами и может гибко управлять отчетностью: самостоятельно решает, как ее организовать, какими сервисами пользоваться.

Может ли ИП обойтись без бухгалтера

На патенте и УСН «Доход» — да. В бухгалтерских процессах при таких режимах можно легко разобраться. А хорошая программа учета будет вовремя напоминать о платежах и быстро решать текущие вопросы.

При УСН «Доходы минус расходы» — да, но есть риски. Следует задуматься если не о собственном бухгалтере, то хотя бы об аутсорсе. Отчетность и налогообложение при этом режиме можно автоматизировать, однако большинство процессов здесь нуждаются в контроле человека.

Безусловно, выбор остается за вами. Однако если вы решите вести бухгалтерию самостоятельно, всегда можно прибегнуть к помощи приложений для учета. Сегодня существует много понятных в использовании и доступных для малого бизнеса решений. Например, сервис БизКуб предлагает бесплатный доступ для предпринимателей в первый год создания юр лица. Новым ИП сервис можно начать использовать бесплатно.

Вам понравится

Шебо
13.11.2025
Мессенджер Compass
07.11.2025