Референтные группы: примеры, виды и значение для маркетинга
Содержание
Что такое референтная группа
Говоря простыми словами, референтная группа в маркетинге — это группа людей, с которыми потребитель соотносит свои взгляды при выборе товаров и/или услуг. К представителям таких групп относятся не только лидеры мнений (блогеры, знаменитости), но и другие значимые в жизни каждого персоны — друзья, члены семьи, коллеги.
Ценности, которые транслирует та или иная референтная социальная группа, человек воспринимает, как важные для самоопределения. Он сопоставляет свое поведение с поведением других участников группы, стремясь либо попасть в нее, либо игнорировать.
Определение референтной группы для конкретного продукта (товара/услуги) позволяет маркетологам лучше узнать предпочтения потребителей и сформировать эффективную рекламно-коммуникационную стратегию, соответствующую ценностям и ожиданиям ЦА.
Примеры влияния референтных социальных групп
Примером воздействия референтной группы на мнение потребителя может быть ситуация, когда тренеры спортивного центра приобретают спортивную одежду или спортивное питание определенного бренда. В данном случае, другие посетители залов, так или иначе коммуницирующие с тренерами, могут почувствовать желание следовать их примеру и покупать те же самые товары. Это происходит потому, что группа работающих в центре инструкторов считается влиятельной, и люди стремятся быть такими же или им подобными. В результате, референты задают тренд, прямо, либо косвенно влияя на потребительское поведение посетителей спортивного зала.
Другим примером может быть использование косметики или одежды определенного бренда одной или (что лучше) несколькими актрисами. В этом случае, их поклонницы, а точнее те, кто хочет быть похожими на них, могут начать приобретать такую же косметику и платья, испытывая значительное воздействие на принятие решений.
Виды референтных групп
В маркетинге существует несколько способов классификации референтных групп на виды. При этом наиболее популярной является следующая градация:
-
Семейные — близкие родственники (супруги, родители, дети и братья/сестры), оказывающие значительное влияние на принятие решений о покупке;
-
Друзья и коллеги — люди, с которыми потребитель устанавливает близкие взаимоотношения вне семейного круга. Их мнения, рекомендации и опыт покупок также могут сильно влиять на принятие потребительских решений;
-
Эксперты и авторитеты в конкретной отрасли или области — их рекомендации или мнения могут существенно влиять на восприятие товаров или услуг потребителями;
-
Знаменитости — участие известных персон в рекламных кампаниях брендов и их продуктов безусловно повышает привлекательность последних в глазах потребителей;
-
Онлайн-референтные группы — группы людей, объединенных общими интересами или потребностями и обменивающихся информацией о товарах или услугах друг с другом через форумы, социальные сети, блоги и иные платформы в сети интернет.
Классификация референтных групп в маркетинге варьируется в зависимости от контекста и целей исследования. В последующем, деление на виды применяется для анализа их влияния на потребителей и разработки соответствующих рекламно-маркетинговых стратегий.
Принципы влияния референтных групп на выбор потребителя
В маркетинге социальные референтные группы могут влиять на выбор потребителя следующим образом:
-
Идентификация с группой: потребители идентифицируют себя с определенной группой людей — блогерами, знаменитостями или друзьями. Например, если блогер делает положительный обзор на тот или иной продукт, это может повлиять на решение потребителя о его покупке;
-
Социальное давление (принуждение): люди могут чувствовать социальное давление от своих референтных групп, а потому начинают стараться соответствовать их ожиданиям и нормам. Если в группе друзей все пьют определенный бренд кофе, потребителю может быть сложно не следовать такому поведению;
-
Поиск совета и рекомендаций: многие из нас ищут совета и рекомендаций у своих референтных групп перед принятием решения о покупке. Например, мы можем обратиться к своим друзьям или коллегам с вопросом о лучшем выборе товара или услуги;
-
Социальное признание: потребители могут стремиться получить социальное признание от своих референтных групп через выбор определенных продуктов или услуг. Например, если в группе друзей владение определенной маркой автомобиля считается знаком статуса, потребитель может предпочесть эту марку, чтобы быть признанным членом группы.
Резюме
Формирование маркетинговых референтных групп — важное условие при разработке и реализации стратегий продвижения брендов и их продуктов (товаров/услуг). При этом, важно наиболее корректно определить свою ЦА и сообщества, с которыми она себя соотносит.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Тема цифровых персонажей в маркетинге звучала экзотикой всего несколько лет назад, а сегодня стала рабочим инструментом. Статья разбирает, как бренды создают виртуальных героев, зачем им это нужно, что получается в итоге и какие сюрпризы приносит новая цифровая реальность.
Маркетинговые инструменты нужны любому e-commerce приложению. Без них команда работает вслепую, продукт не решает ключевых пользовательских задач и теряет аудиторию. В этой статье аналитик студии комплексной разработки цифровых продуктов CleverPumpkin Алёна Сорокина, совместно с брендами «ВкусВилл», Flowwow и Kassir.ru поделились опытом — какие маркетинговые инструменты помогают e-commerce-проектам расти и какие выбрать под текущий этап развития бизнеса.
Комиссия по культуре АКАР представила результаты масштабного исследования «Культура как канал коммуникации», впервые системно оценивающего рекламный потенциал ключевых культурных объектов страны. Исследование показывает, что культурный сектор становится полноценной частью медиаландшафта, предлагая брендам не просто площадки для размещения, а глубокие смыслы, доверие и эмоциональную вовлеченность аудитории.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана