ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
30.01.2024, 12:41

Что такое мерчандайзинг

Чтобы наиболее эффективно использовать квадратные метры торговой площади и побуждать покупателей активно приобретать товары, необходимо соблюдать правила мерчандайзинга. Что это такое вы узнаете из этой статьи.
мерчандайзинг - фото

Определение мерчандайзинга простыми словами

Мерчандайзинг — технология презентации товаров, которая направлена на привлечение внимания покупателей к ассортименту в оффлайновых торговых точках. Мерчендайзинг — это про то, как сделать так, чтобы товар на полке заинтересовал потребителя и он захотел купить представленную в магазине продукцию.

Как правильно - мерчандайзинг или мерчендайзинг

На просторах интернета можно встретить оба варианта написания. Мерчандайзинг на английском — merchandising (дословный перевод — «искусство торговли»). По правилам написания и произношения в русском языке это английское слово нужно писать через букву «А». Поэтому, с точки зрения русского языка, верно — мерчАндайзинг.

При этом, в повседневной жизни укоренилось и альтернативное написание и, например, в Яндексе, слово «мерчЕндайзинг» ищут не менее часто, чем «мерчАндайзинг».

мерчандайзинг это - фото

Примеры

Примерами эффективного мерчендайзинга являются технологии продвижения товаров Apple и Coca-cola. Рассмотрим приемы, которые используются для привлечения внимания к продукции этих мировых брендов:

  • Магазины Apple выполнены в минималистичном дизайне;

  • Сотрудники магазинов одеты в специальные брендовые футболки;

  • Антураж магазина создает эффект роскоши и престижности;

  • Дизайн пространства не отвлекает покупателей от продукции;

  • Сама продукция представлена привлекательно, а эффект зеркал создает визуальное увеличение количества товара.

merchandising - фото

Продукция Coca-cola является широко известной и доступной для каждого покупателя. Однако не стоит забывать, что на рынке газированных напитков у Coca-cola есть масса конкурентов. Поэтому, для привлечения внимания ЦА этот бренд использует следующие приемы:

  • Красный цвет всегда бросается в глаза и сам по себе привлекает внимание;

  • Эффектная надпись бренда Coca-cola хорошо запоминается;

  • Сам бренд активно создает большое разнообразие мерча: футболки, бейсболки, торбы, мячи и прочее. Все это — для фанатов бренда и дополнительной нативной рекламы продукции;

  • В магазинах продукция Coca-cola обычно размещена в отдельных холодильниках и стендах.

мерчандайзинг что это такое простыми словами - фото

Каковы задачи и функции мерчандайзинга

К основным функциям мерчандайзинга следует отнести:

  • Выделение продукта в наиболее привлекательном свете среди конкурентов;

  • Создание условий для удобства покупателя в плане доступа к любому товару на полках;

  • Стимулирование интереса потребителей к продвигаемой продукции и брендам;

  • Расстановка акцентов на продвигаемых товарах;

  • Оптимизация торгового пространства и создание необходимой атмосферы, формирующей настроение покупателя.

Основные задачи мерчендайзера:

  • Расстановка товара на витринах и стендах в определенной последовательности, максимально стимулирующей покупку конкретного продукта;

  • Предоставление потребителю важной информации о товаре;

  • Контроль актуальности выставляемой продукции и поддержка его необходимого количества;

  • Демонстрация рекламных и информационных материалов по товарам.

Виды мерчандайзинга

Виды мерчандайзинга разделяются по особенностям влияния на потребителя. Обратим внимание на основные и самые популярные.

Сross-sell (перекрестные продажи)

Технология заключается в том, что рядом с основным, базовым продуктом размещают сопутствующие товары. Покупатель видит и приобретает их «за компанию» с целевым.

Сенсорный

Такой вид мерчендайзинга направлен на создание в магазине особой атмосферы, достигаемой следующими приемами:

  • Расстановка товаров нестандартным способом (например, в виде геометрических фигур), притягивающим внимание покупателя;

  • Использование направленного освещения, выделяющего нужный товар и создающего эффект роскоши;

  • Наполнение торгового помещения специфическими запахами, формирующими положительный настрой к покупке;

  • Включение в торговом помещении приятной (концептуальной) музыки или звуковых эффектов.

примеры мерчандайзинга - фото

Технический

Суть такого мерчандайзинга заключается в постоянной актуализации информации. Специалисты следят тем, чтобы на товарах всегда были только корректные ценники, информация о скидках, актуальные флаеры, постеры и прочие POS-материалы.

Коммуникативный

Это — искусство общения консультантов с покупателями. Сюда относится умение расположить к себе, увлекательно рассказать о продукции, помочь с выбором и навигацией по магазину.

Основные правила выкладки товаров в магазине

Есть несколько важных правил для расстановки продукции на полках и витринах магазинов.

Технология золотой полки

Сюда относится расстановка продвигаемого товара на уровне чуть ниже глаз. Причем высота расположения этих товаров должна учитывать средний рост мужчин, женщин и детей и, в зависимости от целевой аудитории, варьироваться в нужном направлении.

функции мерчандайзинга - фото

Фокусный пункт

При таком подходе центр стеллажа и пространство находятся чуть правее центра. Это место, куда выкладывают продукцию для ее скорейшей реализации. Суть в том, что именно на эти места падает первый взгляд покупателя при приближении к стеллажу.

Ориентация на взгляд

Человеку свойственно рассматривать пространство по принципу чтения книги — сверху вниз и слева направо. Используя это правило товары расставляют по принципу: самые продвигаемые вверху слева, малозначимые — внизу справа.

Обратные часы

Исследователи выяснили, что правши передвигаются по торговой площади против часовой стрелки. По такому же принципу располагают и стеллажи с товарами. Сначала самые актуальные и дорогие, в конце дешевые и незначительные.

Золотой треугольник

Принцип по которому самый необходимый товар размещают в самом дальнем конце торговой площади, что побуждает покупателя обойти весь магазин.

Резюме

Руководствуясь основными принципами мерчендайзинга вы сможете привлечь внимание покупателей, сделать их более лояльными к вашему бренду, а также повысить продажи.