Что такое мерчандайзинг
Содержание
Определение мерчандайзинга простыми словами
Мерчандайзинг — технология презентации товаров, которая направлена на привлечение внимания покупателей к ассортименту в оффлайновых торговых точках. Мерчендайзинг — это про то, как сделать так, чтобы товар на полке заинтересовал потребителя и он захотел купить представленную в магазине продукцию.
Одна из основных задач мерчендайзинга — эмоциональная стимуляция покупок.
Как правильно - мерчандайзинг или мерчендайзинг
На просторах интернета можно встретить оба варианта написания. Мерчандайзинг на английском — merchandising (дословный перевод — «искусство торговли»). По правилам написания и произношения в русском языке это английское слово нужно писать через букву «А». Поэтому, с точки зрения русского языка, верно — мерчАндайзинг.
При этом, в повседневной жизни укоренилось и альтернативное написание и, например, в Яндексе, слово «мерчЕндайзинг» ищут не менее часто, чем «мерчАндайзинг».
Примеры
Примерами эффективного мерчендайзинга являются технологии продвижения товаров Apple и Coca-cola. Рассмотрим приемы, которые используются для привлечения внимания к продукции этих мировых брендов:
-
Магазины Apple выполнены в минималистичном дизайне;
-
Сотрудники магазинов одеты в специальные брендовые футболки;
-
Антураж магазина создает эффект роскоши и престижности;
-
Дизайн пространства не отвлекает покупателей от продукции;
-
Сама продукция представлена привлекательно, а эффект зеркал создает визуальное увеличение количества товара.
Продукция Coca-cola является широко известной и доступной для каждого покупателя. Однако не стоит забывать, что на рынке газированных напитков у Coca-cola есть масса конкурентов. Поэтому, для привлечения внимания ЦА этот бренд использует следующие приемы:
-
Красный цвет всегда бросается в глаза и сам по себе привлекает внимание;
-
Эффектная надпись бренда Coca-cola хорошо запоминается;
-
Сам бренд активно создает большое разнообразие мерча: футболки, бейсболки, торбы, мячи и прочее. Все это — для фанатов бренда и дополнительной нативной рекламы продукции;
-
В магазинах продукция Coca-cola обычно размещена в отдельных холодильниках и стендах.
Каковы задачи и функции мерчандайзинга
К основным функциям мерчандайзинга следует отнести:
-
Выделение продукта в наиболее привлекательном свете среди конкурентов;
-
Создание условий для удобства покупателя в плане доступа к любому товару на полках;
-
Стимулирование интереса потребителей к продвигаемой продукции и брендам;
-
Расстановка акцентов на продвигаемых товарах;
-
Оптимизация торгового пространства и создание необходимой атмосферы, формирующей настроение покупателя.
Основные задачи мерчендайзера:
-
Расстановка товара на витринах и стендах в определенной последовательности, максимально стимулирующей покупку конкретного продукта;
-
Предоставление потребителю важной информации о товаре;
-
Контроль актуальности выставляемой продукции и поддержка его необходимого количества;
-
Демонстрация рекламных и информационных материалов по товарам.
В зависимости от вида мерчендайзинга он может иметь множество особенностей и задач исходя из целей, поставленных перед специалистами по продвижению.
Виды мерчандайзинга
Виды мерчандайзинга разделяются по особенностям влияния на потребителя. Обратим внимание на основные и самые популярные.
Сross-sell (перекрестные продажи)
Технология заключается в том, что рядом с основным, базовым продуктом размещают сопутствующие товары. Покупатель видит и приобретает их «за компанию» с целевым.
Например, в магазине обуви, рядом ботинками выкладывают стельки, средства для ухода за обувью, а иногда, даже, носки. Вероятность, что покупатель прихватит вместе с новыми ботинками, например, обувной крем в разы увеличивается.
Сенсорный
Такой вид мерчендайзинга направлен на создание в магазине особой атмосферы, достигаемой следующими приемами:
-
Расстановка товаров нестандартным способом (например, в виде геометрических фигур), притягивающим внимание покупателя;
-
Использование направленного освещения, выделяющего нужный товар и создающего эффект роскоши;
-
Наполнение торгового помещения специфическими запахами, формирующими положительный настрой к покупке;
-
Включение в торговом помещении приятной (концептуальной) музыки или звуковых эффектов.
Ярким примером сенсорного мерчандайзинга является новогоднее оформление залов и витрин магазинов.
Технический
Суть такого мерчандайзинга заключается в постоянной актуализации информации. Специалисты следят тем, чтобы на товарах всегда были только корректные ценники, информация о скидках, актуальные флаеры, постеры и прочие POS-материалы.
Коммуникативный
Это — искусство общения консультантов с покупателями. Сюда относится умение расположить к себе, увлекательно рассказать о продукции, помочь с выбором и навигацией по магазину.
Как правило, бренды используют сразу все виды мерчендайзинга и умело расставляют необходимые акценты для роста своих продаж.
Основные правила выкладки товаров в магазине
Есть несколько важных правил для расстановки продукции на полках и витринах магазинов.
Технология золотой полки
Сюда относится расстановка продвигаемого товара на уровне чуть ниже глаз. Причем высота расположения этих товаров должна учитывать средний рост мужчин, женщин и детей и, в зависимости от целевой аудитории, варьироваться в нужном направлении.
Фокусный пункт
При таком подходе центр стеллажа и пространство находятся чуть правее центра. Это место, куда выкладывают продукцию для ее скорейшей реализации. Суть в том, что именно на эти места падает первый взгляд покупателя при приближении к стеллажу.
Ориентация на взгляд
Человеку свойственно рассматривать пространство по принципу чтения книги — сверху вниз и слева направо. Используя это правило товары расставляют по принципу: самые продвигаемые вверху слева, малозначимые — внизу справа.
Обратные часы
Исследователи выяснили, что правши передвигаются по торговой площади против часовой стрелки. По такому же принципу располагают и стеллажи с товарами. Сначала самые актуальные и дорогие, в конце дешевые и незначительные.
Золотой треугольник
Принцип по которому самый необходимый товар размещают в самом дальнем конце торговой площади, что побуждает покупателя обойти весь магазин.
Резюме
Руководствуясь основными принципами мерчендайзинга вы сможете привлечь внимание покупателей, сделать их более лояльными к вашему бренду, а также повысить продажи.