Чат-боты эффективны не для всех типов вопросов. А эффективны ли вообще?
Сначала бренды активно внедряли роботов в работу, но спустя какое-то время многие от них все-таки отказались. Что случилось?
Использование чат-ботов — один из трендов в организации процессов поддержки клиентов в социальных сетях. Однако, как показывает практика, компании и их клиенты относятся к этому инструменту неоднозначно. Сначала бренды активно внедряли роботов в работу, но спустя какое-то время многие от них все-таки отказались.
Почему это произошло, что не так с чат-ботами и в каких случаях они эффективны, а в каких нет, разбираемся в этой статье.
Что такое чат-бот?
Для начала давайте вспомним, что такое чат-бот. Так называют компьютерные программы, которые имитируют человеческий разговор. Они могут отвечать вопросы человека, некоторые поддерживать разговор. Большой плюс чат-ботов в том, что они не устают, могут работать в буквальном смысле 24/7 и готовы прийти на помощь клиентам в любое время дня и ночи. У них не бывает плохого настроения, они всегда вежливы и оперативны.
Клиенты не хотят общаться с чат-ботами
Казалось бы, преимущества чат-ботов на лицо. Однако, как выяснила компания Gartner в недавнем исследовании, большинство клиентов используют их неохотно. Всего лишь 8% опрошенных обращались за помощью к чат-боту в прошлый раз, когда им потребовались услуги службы поддержки. Из них только 25% заявили, что готовы снова воспользоваться чат-ботом в будущем. Остальные 75% предпочли бы общаться с реальным оператором.
Такая статистика говорит о том, что большинство клиентов осталось недовольно опытом взаимодействия с чат-ботами. Причины на то могут быть разными: от недостатка эмпатии со стороны роботов до реальных трудностей с решением вопросов пользователей. Дело в том, что чат-боты не всегда правильно понимают своих собеседников и иногда не знают, как им помочь.
С какими задачами чат-боты справляются, а с какими — нет?
Давайте посмотрим на статистику, как чат-боты справляются с разными типами обращений.
Перевод результатов исследования Gartner
Лучше всего им удается решать проблемы, связанные с возвратом продукции и отменой заказов, а также с их оформлением. А вот отвечать на вопросы, связанные с изменениями в товарах и услугах, а также решать споры по поводу счетов у роботов получается в разы хуже.
Как видите, бот не панацея. Он не закрывает ни один из типов задач на 100%, даже предоставление информации о продукте или услуги. Поэтому полагаться только на роботов в работе службы поддержки не стоит. У чат-ботов всегда на подхвате должен быть человек.
Когда использование чат-бота — эффективное решение?
Чат-бот точно выручит вас в 2-х ситуациях:
Когда вы не можете позволить себе круглосуточную поддержку. Робот сможет ответить на часто задаваемые вопросы. А если его знаний окажется недостаточно, он вежливо сообщит собеседнику, что сейчас все спят, но утром оператор поддержки обязательно ответит ему.
Когда нужно снизить нагрузку на операторов. Если ваша команда поддержки не справляется с наплывом обращений, чат-бот в любом случае поможет немного разгрузить сотрудников. Даже если он не сможет ответить на все запросы клиентов, и в сложных случаях менеджерам все-таки придется подключаться в разговору, часть обращений робот закрыть сможет. Главное помните, что клиент всегда должен иметь возможность связаться с реальным человеком.
Есть и другие способы автоматизации службы поддержки, с помощью которых можно снизить нагрузку на операторов. Например, вы можете попробовать инструмент реагирования в социальных сетях и мессенджерах Angry.Space. Он собирает обращения пользователей из разных источников в единую ленту и позволяет отвечать на них всего в один клик.
Возвращаясь к разговору о чат-ботах, сложно дать однозначный ответ по поводу их эффективности. Как показывает статистика, многое зависит от ситуации и специфики обращения. Отказываться от их использования или нет — решать вам. Однако помните, что у медали всего две стороны: ни один робот не заменит общение с живым человеком, но в то же время чат-боты могут стать хорошим подспорьем для операторов в моменты пиковой нагрузки.