ADPASS рекомендует материал к прочтению
ResearchView
20.10.2025, 14:53

Айтрекер в маркетинговых исследованиях: взгляд глазами потребителя

Айтрекинг (eye-tracking) — это технология, которая позволяет точно определить, куда падает взгляд человека, как долго он задерживается на определенных объектах и в какой последовательности их просматривает. Не секрет, что потребители часто не задумываются и не осознают свои действия, которые они совершают регулярно, не задумываясь, на автомате.

Айтрекер — это мощный инструмент, который позволяет исключить субъективизм традиционных опросов и показывает фактическое, неосознанное поведение потребителя.

Какие виды исследований существуют

1. Лабораторные исследования. Проводятся в специально оборудованном помещении со стационарным айтрекером. Идеальны для тестирования:

  • Веб-сайтов и интерфейсов мобильных приложений (UI/UX).

  • Упаковки товаров: какой элемент на полке первым привлекает внимание (карты движения взгляда).

  • Рекламных макетов и баннеров: заметен ли призыв к действию (call to action).

2. Полевые исследования (в естественной среде). Используются портативные айтрекеры (очки). Применяются для анализа:

  • Поведения в магазине (Shopper research): как покупатель движется по торговому залу, на какие полки смотрит, в какой последовательности, как долго и пр.

  • Восприятия наружной рекламы и POS-материалов.

3. Удаленные исследования. Позволяют проводить тесты, используя веб-камеру девайсов пользователя.

Также используется и микс различных видов, позволяющий моделировать естественные условия покупки (специально оборудованные торговые полки), но в лабораторных условиях (CLT) и пр.

Какие задачи решаются

  1. Повышение конверсии: выявление слабых мест: «слепых зон» на сайте и барьеров на пути к покупке.

  2. Оптимизация рекламы: создание макетов, которые фокусируют внимание на ключевом сообщении и бренде.

  3. Улучшение юзабилити: учет паттернов навигации аудитории и соответствующее расположение элементов интерфейса.

  4. Оценка эффективности упаковки: выделяется ли продукт на полке среди конкурентов.

  5. Тестирование мерчандайзинга: привлекают ли внимание упаковки и рекламные материалы в месте выкладке в точке продаж.

Почему важна экспертиза агентства

Проведение айтрекинга — это не просто фиксация взгляда. Критически важны:

  1. Грамотная постановка задачи: что именно мы хотим узнать?

  2. Разработка сценария: корректные вопросы и задания для респондентов.

  3. Интерпретация данных: сырые данные (тепловые карты и карты перемещения взгляда) ничего не стоят без глубокого анализа опытным исследователем. Эксперт отделяет статистические закономерности от случайных помех и дает практические рекомендации, а не просто констатирует факты.

Особенности и ограничения

  1. Оборудование: дорогостоящая аппаратура и ПО требуют значительных инвестиций. Это объясняет высокую стоимость подобных исследований.

  2. Калибровка: необходима для каждого участника, что увеличивает время исследования.

  3. Выборка: как и в любом качественном исследовании, выборка не может быть массовой (обычно 20–30 тестирований достаточно). Проводить количественные айтрекинговые исследования с большими выборками (N=100+) чаще всего не имеет смысла, т.к. они не дадут существенно новую информацию, а замеры большого количества количественных показателей / метрик зачастую не несут такой ценности, как важность понимания ключевых паттернов поведения аудитории, но при этом существенно увеличат сроки и бюджет исследования.

  4. Эффект «пустого взгляда» (смотрю, но не вижу»): айтрекер фиксирует движение зрачка, но не когнитивную обработку информации. Взгляд может быть расфокусированным.

  5. Этика: необходимо заранее информировать респондентов об особенностях проведения данного вида тестирования, видеозаписи движения зрачка и получать их согласие на использование данной информации.

  6. Требования к зрению участников. Тесты с использованием очков для айтрекинга ограничивают поле участников исследования респондентами со 100% зрением или с линзами для коррекции зрения, но без очков.

  7. Айтрекер — не панацея. Стоит помнить, что большая часть задач UX исследований может быть решена и без проведения айтрекингового исследования. Это важно принимать во внимание с учетом ранее обозначенной высокой стоимости и больших временных затрат на проведение подобных проектов.

Использование айтрекинга дает компаниям возможность, если не заглянуть в мозг потребителя, то посмотреть на продукты его глазами и позволяет:

  1. Принимать решения на основе фактических данных, а не субъективных оценок или догадок.

  2. Экономить бюджеты, запуская и размещая только эффективные рекламные материалы и удобные интерфейсы.

  3. Глубоко понимать реальное поведение своей аудитории.

  4. Создавать продукты и коммуникации, которые интуитивно понятны и привлекательны для клиента.

Вам понравится

MoreLogin
24.11.2025
Around Business Group
14.11.2025
Платформа Антитренинги
11.11.2025