Бриф как ключ к успеху проекта
За время работы агентства мы заметили, что некоторая часть клиентских брифов существует лишь в устной форме. Такие задачи «повисают в воздухе», так как требования к итоговому продукту или услуге не описаны и не зафиксированы в одном документе.
Специалисты отделов маркетинга предлагают финансовым директорам своих компаний инвестировать в маркетинговые проекты на основании устного обращения. Такая ситуация невозможна, например, на рынке IT-разработок — никто не рискнет вложить деньги в продукт, на который не существует ТЗ.
Цель брифа — помочь клиентам предоставить агентству качественную информацию о проекте.
Цель брифования — не заполнить таблицу или форму, а донести агентству задачу, которая стоит перед компанией.
Мы призываем сотрудника, составляющего бриф, сместить фокус с формальной стороны вопроса — заполнение пунктов, на концептуальную — следование структуре и логике брифования.
Предлагаемая нами логика брифа состоит из нескольких обязательных рубрик и адаптируемых подразделов, которые меняются в зависимости от конкретных обстоятельств. Такая структура может выступать в качестве каркаса и служить ориентиром для самостоятельной подготовки вдохновляющих брифов.
Общая структура и логика брифа
В целом, бриф должен четко обозначить два берега маркетинговой ситуации клиента:
1. Где мы находимся сейчас?
2. Где мы хотим оказаться?
Роль агентства состоит в том, чтобы создать коммуникации бренда, которые позволят выстроить мост между этими двумя берегами.
Таким образом, бриф — это платформа для дальнейшей работы над проектом. При определении составляющих этой платформы важно не потерять чувство перспективы. Если речь идет о разработке бренда с широкой целевой аудиторией — это подробный бриф с дополнительной информацией и приложениями, а если речь идет о реализации тактической задачи — то текст может быть короче и умещаться в электронном письме.
Девять ключевых рубрик брифа, четко и логично связанных между собой:
1. Проектный менеджмент
2. Где мы находимся сейчас?
3. Где мы хотим оказаться?
4. Что нам необходимо сделать, чтобы там оказаться?
5. К кому мы хотим обратиться?
6. Что мы хотим сказать?
7. Как мы узнаем, что достигли цели?
8. Практические стороны проекта
9. Утверждение проекта
1. Проектный менеджмент
В начале проекта важно зафиксировать, что мы будем делать, какие у проекта даты и сроки, кто будет входить в рабочую группу со стороны клиента и со стороны агентства.Обязательные детали: дата, название проекта, сведения о заказчике, бренд: название/варианты, рабочая группа со стороны клиента (телефоны и email), рабочая группа со стороны агентства (телефоны и email).
2. Где мы находимся сейчас
В этом блоке описывается текущая маркетинговая ситуация, в которой находится компания или продукт, проблемы и вызовы.
Часто используемые подразделы:
-
описание текущего позиционирования, базовой идеи продукта или услуги,
-
текущее положение бренда на рынке, регион распространения, сегмент,
-
преимущества и уникальность,
-
недостатки,
-
ценовой сегмент,
-
основные каналы продаж и каналы коммуникации,
-
основные проблемы и задачи, с которыми сталкивается бренд,
-
прямые и косвенные конкуренты, их преимущества и недостатки.
3. Где мы хотим оказаться?
Теперь необходимо сформулировать направление и цель пути, в который маркетинговые коммуникации отправят бренд.
Критерии цели, которую возможно достичь:
она должна быть одна,
-
она должна быть одна,
-
она должна быть реальной, реализуемой в принципе,
-
должна быть помещена в контекст бизнес-задач, корпоративного бизнес-плана и маркетингового плана,
-
цель должна быть прямой, четкой и формулироваться в количественных терминах, поддаваться количественной оценке — на какой отклик, эффект мы рассчитываем?
Например: увеличить долю марки на 5%. Или: увеличить спонтанную осведомленность потребителей о бренде на 10%.
Важно не путать понятия «цель» и «стратегия». Цель всегда формулируется инфинитивом. Пример: «Увеличить спонтанную осведомленность потребителей на… ».
Стратегия неизменно описывается оборотом, начинающимся со слов «путем, посредством». Пример: « … путем коррекции позиционирования» или «… посредством ребрендинга и создания нового визуального стиля».
4. Что нам необходимо сделать, чтобы там оказаться?
А это как раз описание маркетинговой стратегии — пути, по которому планируется от текущей ситуации перейти к желаемой цели. Клиенту необходимо ответить на вопрос «Что мы уже делаем для этого?» и описать ключевые элементы маркетинговой стратегии.
Вот некоторые примеры маркетинговых стратегий:
-
путем создания нового бренда или обновления текущего,
-
путем коллабораций и партнерства,
-
путем сохранения, развития или обновления текущей коммуникационной стратегии.
В зависимости от этого вы можете принять решение — услуги каких агентств и в каких направлениях вам будут нужны для достижения поставленных целей.
5. К кому мы хотим обратиться?
В этом блоке нужно сформулировать и описать целевую аудиторию компании или продукта. Важно определить ядро потребителей — уже существующих или потенциальных.
Для понимания конечного потребителя рекомендуем провести качественные и количественные исследования. Чем более ясным будет описание аудитории, тем эффективнее и точнее будет будущая коммуникация.
Социально-демографические данные дают мало информации, как потребитель ведет себя в связи с продуктом, как с ним взаимодействует. Важно понять психографию аудитории именно в ситуации потребления продукта или услуги. На что опираются при выборе? Что и как их объединяет в этот момент вокруг продукта? Каковы их взгляды на мир, ценности, суждения, мотивы?
6. Что мы хотим сказать?
Какое ключевое сообщение необходимо донести до целевой аудитории с помощью возможного набора элементов коммуникации бренда — рекламы, разработки названия, визуальной айдентики? Какая идея должна лежать в основе данной конкретной коммуникации? Есть ли она у компании?
В большинстве случаев, если бренд-стратегии нет, то мы рекомендуем сначала провести бренд-аудит и разработать стратегию.
7. Как мы узнаем, что достигли цели?
Важный аспект — сформулировать однозначные критерии по которым будет оцениваться успех проекта для компании после его реализации и внедрения:
-
зафиксировать и согласовать цель, которая представляется реализуемой с помощью маркетинговой стратегии,
-
запланировать расходы на достижение этой цели, учитывая рыночный контекст,
-
сформировать набор безусловных критериев, на основании которых можно оценить результат.
8. Практические стороны проекта
На этом этапе у вас уже есть маркетинговая стратегия, соответствующая бизнес-задачам. Осталось зафиксировать активности, которые компания планирует провести для ее реализации с учетом выделенного бюджета.
1. Тайминг
-
какие этапы исследования по предварительному тестированию запланированы?
-
за какой период необходимо реализовать каждый из этапов?
2. Бюджет
-
будет ли это уже сформированный и утвержденный бюджет или вы начнете с ценового запроса?
3. Обязательные элементы и ограничения
-
особенности фирменного стиля или индивидуальности бренда, зафиксированные в вашем текущем брендбуке,
-
визуальный символ или образ, определенный текст, которые обязательно надо использовать,
-
ссылки на законодательство или номера лицензий, которые необходимо привести,
-
визуальный символ или образ, определенный текст, которые обязательно надо использовать,
-
ссылки на законодательство или номера лицензий, которые необходимо привести,
-
правовые ограничения,
-
каналы коммуникации, требования. Например, продолжительность кампании, длительность роликов, форматы макетов и количество адаптаций.
4. Другие ограничения
Важно понять и зафиксировать, существуют ли какие-то другие, более мягкие, но важные ограничения или соображения, которые могут повлиять на работу?
Например, какие-то прошлые творческие идеи или заходы, оказавшиеся в итоге тупиковыми, или особенности и личные предпочтения людей, принимающих решения.
9. Утверждение проекта
Вы прошли все этапы проекта:
-
определили пул задач и агентств, которые эти задачи будут реализовывать,
-
зафиксировали цели,
-
собрали рабочую группу,
-
согласовали бюджет, календарный план и график оплат,
-
подготовили бриф.
Важно понимать, что бриф является документом, который подписывают стороны, и на основании которого агентство разрабатывает решения, а клиент принимает работу. В этом случае бриф выступает как рабочий файл с формализацией задачи, который помогает аргументированно подходить к разработке проекта и вдохновляет рабочую группу.
Также для успешной реализации проекта важно, чтобы представитель клиентской стороны, который начинает работу с брифом, участвовал и в приемке результата.
Брифинг
Проект всегда начинается с брифинга. Брифинг состоит из двух этапов.
Этап 1. Внешний брифинг. Встреча клиента с агентством
Зачем, если у нас уже есть бриф?
Если проект масштабный, то никто лучше вас не донесет задачи и цели проекта — эмоциональный фон и заряд во многом определяют успех. Личная встреча позволит обсудить детали, прояснить и разобрать все спорные моменты, чтобы исключить ошибки: бриф фиксирует основные задачи и критерии, брифинг эти задачи проясняет и вдохновляет команду на подвиги.
Распространенные ошибки:
-
Неверная интерпретация задачи — клиент имел в виду одно, а агентство поняло другое.
-
Боязнь спросить лишнее или страх выглядеть глупо, спросив не то.
-
Восприятие задачи клиента как обычной, рутинной, типичной, когда «все понятно и скучно».
-
Восприятие задачи клиента как очередной «проблемы».
-
«Двойные стандарты» — одни клиенты формальные, другие — неформальные.
-
Чрезмерный педантизм и бумажная «волокита» — донельзя формализованный подход к составлению брифа на бумаге.
Этап 2. Внутренний брифинг — постановка задачи команде
После брифинга с клиентом назначается внутренняя постановка задачи, которую проводят руководители проекта — формируют итоговую рабочую группу, готовят материалы, адаптируют клиентский бриф в рабочее поле, утверждают тайминг.
Ошибки, мешающие работать в дальнейшем, которых стоит избегать:»
-
Очередная» задача — рутинная постановка задачи.
-
«Все понятно» или «Все просто», спешка.
-
«Лекция».«Дружим против клиента» — апелляция к тому что клиент ничего не понимает, его «бесполезно просить…», ему «ничего не объяснить…».
-
Отсутствие диалога, обсуждения, обмена идеями.
Качественно проведенный брифинг, как старт проекта, во многом определяет его успех и получение отличного результата.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, там мы публикуем кейсы и полезное по брендингу и дизайну.
Лучшее в блогах
Вам понравится
В маркетинге мы постоянно говорим о воронке, анализируем слабые места и ищем способ провести по ней пользователя. Также мы анализируем результаты стратегии по ключевым показателям воронки, но забываем, что классическая воронка давно перестала отражать реальное поведение пользователей.
Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» проходит четвертый поток курсов повышения квалификации для учителей — участников федеральной программы «Орлята России». В этот раз мероприятие объединило сотни детей и педагогов начальных классов из 66 регионов страны, среди которых — и новые участники из ЛНР, ДНР и Запорожской области. Программа нацелена на обмен опытом среди учителей и внедрение современных образовательных методик.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана