Итоги года: как изменились тренды потребительского поведения
C начала года мы следили за тем, как меняется поведение потребителей, и сегодня можем с уверенностью сказать, что российский потребитель адаптировался к ситуации и сформировал собственные стратегии рационального потребления.
Потребительские настроения
Отмечается настороженность, но потребители не отказываются от покупок.
По данным исследования Group4Media Accelerate, ключевые эмоции россиян —
настороженность (40%) и надежда (39%). Это подтверждается и данными инФОМ: в ноябре индекс потребительских настроений составил
95 пунктов.* Резкое снижение индекса было зафиксировано только в марте, когда показатель упал до 80 п. Уже с апреля начался процесс стабилизации: индекс вырос
до 87 и затем находился в коридоре от 89 до 98.
В октябре индекс также снизился, но менее существенно, чем в апреле: с 98 до 93. Однако уже в ноябре вырос — драйвером стали позитивные ожидания
потребителей.
Мы также отмечаем готовность потребителей тратить деньги: вырос формальный
показатель — доля готовых покупать новые вещи увеличилась на 5 п.п. по сравнению со 2 кв. 2022 г. (NielsenIQ).
«Чёрная Пятница» продемонстрировала готовность россиян совершать покупки на практике: онлайн-продажи в этот период увеличились в 1.5–2 раза.
*Индекс потребительских настроений (ИПН) — это
макроэкономический индикатор, вычисляемый на данных массовых социологических
опросов с целью объяснения и краткосрочного прогнозирования поведения потребителей. Для расчёта ИПН используются пять базовых вопросов, отражающих
оценки и ожидания населения относительно личного благосостояния, экономического
развития страны и ситуации на потребительском рынке. (определение из прил.1 отчета ООО «инФОМ»)
**Индекс ожиданий = среднее
значение трех частных индексов: 1) ожидания изменения личного материального
положения в ближайшие 12 месяцев; 2) ожидания развития экономики страны в ближайшие 12 месяцев; 3) ожидания развития экономики страны в ближайшие 5 лет. (определение
из прил.1 отчета ООО «инФОМ»)
Стратегии экономии
Произошёл переход к более взвешенному и рациональному потреблению.
Склонность к рациональному
потреблению сформировала конкретные стратегии совершения покупок — по данным NielsenIQ:
61% потребителей переключились на магазины с низкими ценами;
41% ищут спецпредложения (скидки и промо);
37% стали покупать только самое необходимое.
Также покупатели активно переключаются на СТM: 50% часто покупают собственные торговые марки
ритейлеров независимо от дохода. СТМ превратились в драйвер роста ритейла и оказывают
влияние на рекламный рынок: торговые сети начали наращивать инвестиции в продвижение
собственных торговых марок на телевидении и в интернете.
Бум онлайн-шопинга только усиливается в текущих условиях: за январь-сентябрь траты в онлайн-каналах увеличились в 1.5 раза (АКИТ), поскольку именно в онлайне удобнее сравнивать скидки и искать
спецпредложения.
Динамика потребительских расходов по категориям
Экономия отмечается прежде всего в категориях с наибольшей долей ушедших иностранных брендов.
Спрос на различные категории неравномерен. В ряде категорий расходы снижаются — это
прежде всего категории, в которых сочетаются высокая доля ушедших брендов с низкой вероятностью формирования запасов на будущее. Так, недельные расходы на мебель снижались в среднем на 27% в апреле-ноябре (SberIndex, данные на 27.11.2022), на бытовую технику и электронику — на 20%, на одежду и обувь — на 25%.
В ряде
категорий расходы, наоборот, растут — речь о категориях, которые связаны с досугом либо относятся к первой необходимости. Оборот кафе и ресторанов за 10 месяцев увеличился на 2.9% (Росстат). Выручка
супермаркетов увеличилась на 25% за 9 месяцев 2022 г. (Infoline): помимо традиционно устойчивых продуктов питания, долгосрочным
драйвером становятся продукты из сферы «удовольствия» — например, шоколадные
батончики и снеки (динамика продаж +14% и +13% соответственно).
«Чёрная Пятница» также стала драйвером роста: все категории с 1 недели распродаж показали рост, в том числе и те, на которых преимущественно экономили после ажиотажной весны.
Поиск новых брендов
Потребители открыты к новому.
Уход иностранных брендов создал уникальную ситуацию: потребители, привыкшие
к использованию определенных продуктов, вынуждены искать аналоги или замены.
Так что россияне открыты к тестированию нового:
почти 50% находятся в поиске альтернатив привычным брендам;
64% ищут замену иностранным товарам среди российских брендов.
Но появление все больше новых брендов дезориентирует потребителей. Они нуждаются
в коммуникации от брендов. И в текущих условиях важной функцией рекламы для потребителя является информационная: 41% россиян среди тех, потребление которых
изменилось, согласны, что реклама помогает ориентироваться в товарах, услугах и брендах, а 73% считают рекламу с новыми товарными марками полезной.
Итак, резюмируем основные тренды потребительского поведения 2022.
На сегодняшний день мы видим, что тренды,
сформированные в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность, однако отмечается
и появление ряда новых:
Потребители стали более рациональными и избирательными: покупатели стараются избегать импульсивных покупок, а наиболее выгодные предложения драйвят выбор.
Рост спроса на онлайн-шопинг: россияне стали чаще использовать онлайн-каналы в различных категориях.
Готовность пробовать новое: потребители нуждаются в альтернативе ушедшим брендам.