АКАР выпустила вторую волну Рейтинга медийной активности вузов России
Комиссия по профессионально-общественной аккредитации АКАР и Аналитический центр Российской индустрии рекламы (АЦ РИР) представили второй Рейтинг медийной активности вузов. Он оценивает информационную активность университетов в отношении образовательных программ в сфере маркетинга, маркетинговых коммуникаций, рекламы, связей с общественностью и дизайна в рекламе в течение учебного года. В этом году исследование охватило 217 вузов.
Цель проекта — обеспечить прозрачность и объективность оценки качества образовательных программ по этим направлениям и помочь абитуриентам сделать осознанный выбор будущей профессии. Инструмент позволяет выбирать подходящий вуз, ориентируясь на его активность в медийном и образовательном пространствах в области коммуникационных и маркетинговых профессий.
Главная особенность рейтинга — он строится исключительно на публично доступной информации о деятельности университетов. В него входят такие показатели, как публикация учебников и научных работ, организация конференций, проведение учебных и внеучебных мероприятий, активность в социальных сетях и взаимодействие с профессиональными сообществами.
Методология рейтинга была разработана на основе опыта профессионально-общественной аккредитации (ПОА), которую АКАР успешно проводит в российских вузах. Подробная методология, включая критерии отбора, шкалу оценивания и перечень источников данных, опубликована на сайте ассоциации.
Медиарейтинг вузов представляет собой комплексную оценку по пяти блокам (научная деятельность, учебная деятельность, внеучебная деятельность, коммуникация, сотрудничество с профильными организациями), которые отражают деятельность образовательных организаций в этих сферах. Его ключевая ценность заключается в объективном отображении открытых цифровых практик вузов, их публичной активности и конкурентных возможностей на рынке коммуникационных профессий. Рейтинг хорошо выполняет задачу мониторинга медийной открытости и качества цифровых коммуникаций, предоставляя четкие ориентиры для улучшения медиастратегий и других работ, включая взаимодействие с абитуриентами
Николай Васильев
Руководитель Аналитического центра Российской индустрии рекламы
Первое место в рейтинге с 83 баллами из 100 возможных занял Национальный исследовательский университет ВШЭ, он поднялся со второй строчки в первом рейтинге, где набрал 74 балла. Также поднялся в рейтинге Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации — с четвертой строки на вторую, набрав в этот раз 80 баллов.
Третью и четвертую строчки с одинаковым количеством баллов в рейтинге разделили Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В первой волне эти вузы не вошли в десятку.
В обновленном рейтинге в топ-10 вошли Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Российский государственный гуманитарный университет, Вятский государственный университет, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова и Воронежский государственный университет.
По словам Михаила Болдырева, директора Центра проектной деятельности и коммуникационных технологий РГГУ, эксперта комиссии по профессионально-общественной аккредитации вузов ПОА АКАР, идейного вдохновителя Рейтинга медийной активности вузов, главная ценность рейтинга — в том, что он превращает методологию профессионально-общественной аккредитации АКАР в постоянно действующий инструмент на основе открытых данных.
В отличие от ПОА, которая проводится раз в несколько лет и только в части вузов, медиарейтинг позволяет ежегодно и сопоставимо оценивать всех участников рынка. Если деятельность вуза не отражена публично, она не засчитывается — поэтому абитуриенты получают реальную картину, а университеты — стимул к прозрачности и системной цифровой коммуникации. Медийная активность и открытость данных работают для университета как «мини-аккредитация», показывая, как его видят абитуриенты, работодатели и профессиональное сообщество. Даже если в вузе ведётся большая работа — публикации, конференции, проекты, партнёрства, — об этом нужно говорить публично: в цифровой среде то, что не показано, считается отсутствующим. Важно и то, что логика рейтинга делает систему гибкой: даже небольшой региональный вуз может подняться высоко, если регулярно и качественно демонстрирует свою деятельность. Это напрямую влияет на интерес абитуриентов и заметность на профессиональном рынке
Михаил Болдырев
Директор Центра проектной деятельности и коммуникационных технологий РГГУ, эксперт комиссии по профессионально-общественной аккредитации вузов ПОА АКАР
Кроме того, по словам эксперта, результаты рейтинга становятся для вузов полноценной управленческой диагностикой. Система индикаторов сразу показывает, какие направления требуют развития: научная активность, актуальность РПД, проектная работа, взаимодействие с индустрией, внеучебная среда или цифровые коммуникации.
Это позволяет точечно корректировать программы, усиливать практику, развивать партнёрства и выстраивать более эффективные медиастратегии. Ежегодный цикл расчёта даёт вузам возможность видеть динамику и понимать, как управленческие решения отражаются на их публичном профиле и позиции на рынке коммуникационных профессий
Михаил Болдырев
Директор Центра проектной деятельности и коммуникационных технологий РГГУ, эксперт комиссии по профессионально-общественной аккредитации вузов ПОА АКАР