Эйчарщики не люди: ADPASS сравнил мнения американцев и россиян об использовании ИИ при трудоустройстве
Две трети (66,67%) американцев будут чувствовать себя некомфортно, если технологии искусственного интеллекта будут использоваться при просмотре их резюме и принятии решения о приеме на работу. Такие сведения содержатся в опросе, опубликованном на сайте ServiceNow. Похожий опрос в сентябре прошлого года проводил в России сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob. Сравним.
Большинство американцев против использования ИИ в подборе сотрудников и найме на работу
Только каждый девятый (11,51%) соискатель будет очень комфортно чувствовать себя, если его резюме будет изучать ИИ, а решение о приеме на работу также будет принимать ИИ. Примерно каждый пятый будет чувствовать себя более или менее комфортно. Соискатели, для которых такое использование искусственного интеллекта в HR будет некомфортно, составляют большинство. Для 34,82% это будет в некоторой степени некомфортно, для 31,85% — очень некомфортно. Таковы результаты опроса, который проводился компанией SurveyMonkey Audience для сайта ServiceNow в период с 11 по 12 декабря 2024 года. Опросники заполнили 1008 совершеннолетних жителей США.
Насколько комфортным американские соискатели считают использование ИИ при просмотре резюме и принятии решения о найме
При этом, согласно ранее проведенному по заказу ServiceNow опросу, те, кто уже принят на работу, гораздо лояльнее к ИИ. 54,99% работающих заявили, что доверяют искусственному интеллекту больше, чем специалистам по кадрам. По мнению участников того опроса, ИИ может помочь новым сотрудникам в обучении, оценке эффективности их работы и онбордингу (вовлечению в социальную и рабочую среду компании).
Поскольку действующие сотрудники доверяют ИИ больше, чем потенциальные, компаниям имеет смысл сосредоточить усилия по внедрению ИИ в кадровую политику на поддержке существующих команд, а не в автоматизации найма сотрудников. Кроме того, компании могут использовать положительные отзывы своих сотрудников об ИИ, чтобы успокоить соискателей и повысить доверие.
Соискатели готовы доверить ИИ вспомогательные задачи в процессе трудоустройства
Как показывает исследование ServiceNow, соискатели спокойнее относятся к тому, что технологии искусственного интеллекта могут быть использованы для решения вспомогательных задач.
Больше всего ищущие работу люди готовы доверить ИИ назначение времени собеседования. Оценка комфортности — 4,05 по 5-балльной шкале (0 — менее комфортно, 5 — более комфортно).
На втором месте по комфортности (3,85) стоит такое использование ИИ в процессе поиска кандидатов — написанные с помощью ИИ объявление о вакансии, контакты с соискателями.
3,52 — уровень комфорта при использовании ИИ для скрининга резюме (проверка соответствия навыков, опыта работы и образования кандидата требованиям, указанным в объявлении о вакансии).Уровень комфорта при онбординге с привлечением ИИ — 3,43. Комфорт при использовании ИИ в скрининговом интервью (предварительном собеседовании) оценивается в 3,26.
Самый низкий показатель уровня комфорта — 2,88 — при использовании ИИ в принятии решения о трудоустройстве.
Насколько комфортно для соискателей использование ИИ на различных этапах найма на работу
Компании должны предупреждать об использовании ИИ в HR-задачах
К использованию технологий ИИ потенциальные соискатели предъявляют следующие претензии (в скобках указан процент участников опроса, давших соответствующий ответ, респонденты могли давать несколько ответов): менее персонализированный процесс взаимодействия (61,31%), проблемы с конфиденциальностью (53,87%), предвзятость (43,75%), трудности с продвижением в процессе рекрутинга (42,56%).
Что беспокоит соискателей при использовании ИИ в процессе найма на работу
Безусловно, при таком настрое соискатели хотели бы видеть предупреждение о том, что компания использует ИИ в рекрутинге.Чуть более двух третей опрошенных (68,42%) считает, что такое предупреждение должно присутствовать в объявлении о вакансии. Чуть более половины хотели бы, чтобы такое объявление было на сайте компании в разделе о карьере (56,14%) и в политике конфиденциальности компании (53,8%). Примерно каждый четвертый (25,73%) хотел бы видеть предупреждение об ИИ в постах в соцсетях.
Где соискатели хотели бы видеть предупреждение об использовании ИИ в рекрутинге
Более половины россиян не боятся собеседования с ИИ
В России уровень автоматизации найма персонала в настоящее время гораздо ниже, чем в Соединенных Штатах.
В США, по данным портала Resume Builder, 51%компаний уже используют ИИ в подборе персонала, а к концу 2025 года это будут делать 68% компаний.
При этом только 5% российских компаний используют искусственный интеллект в процессе отбора и адаптации сотрудников, 46% планируют это делать, у 49% таких планов пока нет. Эти цифры опубликовало в марте 2024 года информационное агентство ТАСС со ссылкой на совместное исследование компании «МТС Линк» и платформы hh.ru.
Отношение россиян к использованию алгоритмов ИИ в собеседовании при приеме на работу
При этом, согласно данным опроса, проведенного порталом по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob, в котором приняло участие 1600 представителей экономически активного населения из всех округов страны, отношение российских соискателей к технологиям ИИ менее настороженное по сравнению с американцами.
Проведение собеседований при приеме на работу полностью готовы доверить алгоритмам ИИ 8% россиян, частично — 44%. При этом 13% респондентов однозначно готовы были бы пройти такое собеседование, а еще 38% — скорее согласились бы. Таким образом, чуть более половины россиян скорее за ИИ в роли сотрудника отдела кадров, чем против. В то время как в США более или менее комфортным считают замену HR-менеджера алгоритмами искусственного интеллекта лишь около трети соискателей.