19.11.2024, 14:23

В чем сила, бренд: «СберМаркетинг» разоблачил тех, кто «не готов платить за этикетку», и проиндексировал бренды

Не стоит верить людям, которые утверждают, что «не готовы платить за этикетку» и принижают значение бренда при покупке товара. Покупатели в основном не способны переключиться на неизвестные марки даже в том случае, если аналог ничем не уступает брендам из «своего списка» и дешевле их более чем на 20%. Таковы результаты исследования «Рудимент ли бренд?», которое «СберМаркетинг» провел в партнерстве с агентством ORO и представил на Национальном рекламном форуме. Авторы исследования проанализировали влияние брендов на потребителей в десяти категориях товаров повседневного спроса (FMCG).

«Мы попытались поймать респондента на “вранье”»

Люди склонны рассказывать, что не готовы платить «за этикетку», и обычно заявляют, что ставят бренд на 6–8 место в списке значимых факторов, влияющих на покупку, начал свое выступление директор по стратегии агентского направления «СберМаркетинга» Владимир Морковин на сессии «Рудимент ли бренд?», прошедшей в ходе Национального рекламного форума (НРФ).

«Мы попытались поймать респондента на “вранье” и разобраться, как люди покупают», — сказал Владимир Морковин. «СберМаркетинг» представил исследование, проведенное в партнерстве с агентством ORO (экс-Kantar), которое показало, что декларируемая свобода от брендов не мешает покупателям испытывает явную и устойчивую привязанность к своим маркам.

Наборы покупательских предпочтений

Когда респондентов спросили, на что они ориентируются при выборе продуктов (можно было дать несколько ответов), самым главным фактором в семи из десяти категорий оказались прошлый опыт покупателя и высокое качество продукта. В двух пивных категориях на первое место вышли вкус, аромат и газация продукта. В категории «курица» определяющим фактором оказался срок годности. Покупатели называли также такие факторы как акция/скидка, состав продукта, невысокая и не низкая цена, удобный объем. Только в категории безалкогольного пива ответ «марка/производитель» занял пятое место по значимости. В остальных категориях напитков этот ответ стал шестым. В изученных категориях потребители ставили бренд на седьмое-восьмое место.

Тем не менее, люди, которые заявляют, что свободны от брендов, на самом деле испытывает к ним устойчивую привязанность. Ответы на вопросы, касающиеся стратегии выбора, показали, что у многих покупателей есть стабильный набор предпочитаемых брендов. Процент таких покупателей — от 31% (при покупке курицы) до 54% (при покупке шоколадных плиток).

У половины покупателей есть собственный список предпочитаемых брендов почти в каждой из исследованных товарных категорий — колбаса, курица, растворимый кофе, шоколадные плитки, стиральный гель, алкогольное пиво, безалкогольное пиво, энергетики, газировка, вода.

Внутри списка предпочитаемых брендов примерно половина покупателей выбирает по цене. У одних есть единственный привычный бренд, другие выбирают из своего списка по неценовым факторам, третьи смотрят на цену продуктов из своего списка. Приверженцы одного бренда — самая небольшая часть покупателей, таких от 2% («курица») до 9% («растворимый кофе» и «энергетики»).

Исследователи оценили готовность покупателей, у которых есть список предпочитаемых брендов, переключиться на более дешевый аналог. Выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев менее половины покупателей купят товар неизвестного бренда, если он будет дешевле известного аналогичного товара менее, чем на 10%. Только в категории «безалкогольное пиво» так поступит большинство — 53%. В остальных категориях большая часть покупателей (от 38% до 55%) не изменит бренду даже тогда, когда разница в цене составит 20% или более.

Что касается последней покупки, то во всех категориях подавляющее большинство (от 89% до 96%) покупателей приобрело товар из привычного списка.

Значение бренда для потребителя

Самый популярный ответ на вопрос «почему при выборе важен бренд?» — качество. Так ответили 44% респондентов. Второй по популярности ответ — надежный производитель (25%). Третье место у ответа «опыт использования» (16%). Четвертый по значению критерий — вкус (14%).

Ответ «известный, популярный бренд» дали 6% опрошенных, о наличии любимого производителя заявили 4%.

Рациональное и эмоциональное восприятие бренда

Большинство покупателей в первую очередь оценивает рациональные выгоды бренда — от 49% опрошенных в категории «стиральный » до 74% опрошенных в категории «безалкогольное пиво».

Тем не менее, важную роль играют и эмоциональные выгоды. Причем для разных категорий — разные.Для всех видов напитков и шоколадных плиток на первое место выходит удовольствие, желание побаловать себя. Для покупателей колбасы, курицы, растворимого кофе, стирального геля очень важны ценят популярность и традиционность бренда.

Исследователи установили, что сегодня бренды часто сообщают о себе в медиаканалах, которые покупатель считает нерелевантными для рекламы интересующего его товара.Для всех изученных категорий мобильные приложения и игры кажутся респондентам неподходящими площадками. А вот сайты с отзывами и рекомендациями, наоборот, площадки, которые можно использовать больше, чем есть сейчас. Покупатели готовы больше видеть рекламы шоколада по ТВ (благосклонны в ТВ-рекламе в этой категории). А стиральные гели — категория, которая активнее продвигается онлайн.

Что такое бренд-индекс

В исследовании «СберМаркетинг» представил новый способ сравнения категорий брендов — бренд-индекс. Он измеряется по стобалльной шкале и состоит из трех составляющих: расчетная приоритетность бренда по сравнению с другими факторами выбора (25%), декларируемая важность бренда при выборе товара в категории (50%) и наличие у устойчивых предпочтений по брендам в данный момент (25%).

Самый низкий бренд-индекс оказался в категории «курица» — 22%, самый высокий — в категории «алкогольное пиво» (49%). Категории в нижней части шкалы — функциональные, включают товары первой необходимости. Их отличает рациональность коммуникации, отсутствие явного бренд-лидера и небольшое количество дифференцированных друг от друга брендов. Кроме курицы в данную категорию попадают стиральный гель, колбаса, шоколадные плитки, вода и газировка.

Категории в верхней части шкалы авторы исследования причислили к гедонистическим — «растворимый кофе», «энергетики» и обоих пивных категориях. Это излишества, без которых потребитель вполне может обойтись. Здесь акцент делается на эмоциональной коммуникации. При этом покупатель воспринимает продукты разных брендов как разные, хотя в фактически они могут не являться таковыми, то есть в слепом тесте не отличают продукты разных брендов. В таких категориях есть бренды-лидеры и много брендов, которые хорошо дифференцированы друг от друга. Эту группу отличают большие бюджеты на брендинг.

Чем выше бренд-индекс, тем ниже готовность покупателя приобретать товары собственных торговых марок (СТМ) в соответствующей категории. И наоборот — чем ниже бренд-индекс, тем чаще покупатель отдает предпочтение СТМ.

Авторы исследования также обнаружили зависимость бренд-индекса от пола, возраста, дохода покупателя. В категории «курица» значимость бренда выше для молодых. В категории «растворимый кофе» — наоборот. Чем старше покупатель, тем ему важнее бренд. Потребители старше 45 лет обращают повышенное внимание на бренды газировки и воды. При средних показателях бренд-индекса соответственно 41 и 40 в этой возрастной группе они составляют соответственно 47 и 48.

В категориях «стиральный гель» и «вода» значимость бренда для мужчин заметно выше, чем для женщин (соответственно 47 против 31 и 48 против 35).

Для более обеспеченных потребителей (менее 25% дохода тратится на питание и оплату коммунальных услуг) бренды газировки и воды важнее, чем для менее обеспеченных. Бренд-индекс обеспеченных — 47 для газировки и 49 для воды. Средние показатели соответственно 41 и 40.

На выбор потребителя влияет и канал покупки. При онлайн-покупках бренд оказывается важнее в категориях «шоколадные плитки». А также бренд важнее при онлайн-покупках в категориях «газировка» и «вода».

Рекомендации «СберМаркетинга» и ORO

Авторы исследования пришли к выводу, что бренд по-прежнему ценен для покупателей и что люди по-прежнему видит в нем эмоциональную ценность. А раз так, то бренд — не рудимент, а актив, в который имеет смысл инвестировать.

Определить преимущественное направление инвестиций и обращенный к потребителям посыл помогает бренд-индекс. В категориях с низким индексом, вероятно, достаточно прежде всего развивать знание бренда как гигиенический фактор. В категориях, где он высок, гигиеной является не только знание бренда, но и его наполнение эмоциональной ценностью. Выстраивание эмоциональной ценности в категории с низким бренд-индексом позволит дифференцироваться и может стать мощным конкурентным преимуществом. СТМ проще выводить в категории с низким бренд-индексом.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
14.11.2025