В MacPaw пока сами до конца не уверены в жизнеспособности бизнес-модели своего магазина для европейских пользователей iPhone. «Создание прибыльной модели требует времени и обратной связи от рынка, — заявил Александр Косован TechCrunch. — Мы твердо решили инвестировать в эту возможность, делая все, что в наших силах, для улучшения пользовательского опыта и обеспечения большей выгоды разработчикам, использующим нашу модель». Компания приглашает к сотрудничеству разработчиков, а пользователи уже могут зарегистрироваться на сайте, чтобы первыми получить доступ к бета-версии магазина, когда она станет доступна.
Российские власти еще на этапе разработки DMA в 2022 году заявили, что намерены создать аналогичный законопроект и для России. По их мнению, есть шансы, что Apple будет его соблюдать. Компания, хоть и ушла из России сразу после начала боевых действий на Украине, в январе 2024-го выплатила наложенный Федеральной антимонопольной службой штраф в 1,18 млрд рублей за принуждение разработчиков к использованию ее платежной системы в App Store.
О готовности проекта «российского DMA» еще в апреле 2023 года заявлял глава Минцифры Максут Шадаев, но пока документ не внесли в Государственную думу. В конце февраля министр рассказал «Коммерсанту», что сейчас текст дорабатывается с учетом замечаний администрации президента.
Комментируя заявление министра, зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин пояснил в своем телеграм-канале, что если закон примут, то Apple будет обязана допустить на iPhone iOS-версию магазина RuStore, разрабатываемого холдингом VK. На Android этот магазин работает с весны 2022 года. Депутат считает, что VK сможет выполнять финансовые условия Apple, даже если для России они будут такими же, как для ЕС.
Ряду экспертов такая перспектива кажется реалистичной. Однако некоторые условия, поставленные Apple разработчикам сторонних сторов, по сути делают нереализуемой главную цель российских властей — позволить пользователям смартфонов Apple в России скачивать приложения банков и других отечественных компаний, попавших под санкции.
Дело в том, что Apple намерена проверять все размещаемые в альтернативных приложения точно так же, как делает это перед их публикацией в App Store. Так в компании оберегают пользователей от потенциально опасного ПО, а себя – от проблем с законом. В правилах Apple для разработчиков сторонних магазинов в ЕС сказано буквально следующее: они обязаны «согласиться участвовать в непрерывном мониторинге и выявлении мошеннических, вредоносных или незаконных приложений» в своем магазине. А это значит, что любое ПО подсанкционных российских компаний будет в ходе проверки отсеяно как «незаконное». Для американского ИТ-гиганта выбор между нарушением законов США и законов РФ будет очевиден. Если тот же «Сбербанк Онлайн» не пускают в App Store, его не допустят и в любой, даже российский альтернативный магазин.