Что влияет на пищевые привычки и сколько нужно россиянину в месяц на еду
СберМаркетинг провел исследование и выявил гастрономические портреты россиян.
СберМаркетинг провел опрос среди 1000 совершеннолетних россиян из городов с населением более 400 тыс. человек и выяснил, как жизненные события меняют пищевые предпочтения, какую еду выбирают россияне, если хотят стать ближе с партнером или влиться в новую компанию, и в каком возрасте больше всего винят себя за чревоугодие.
Молодежь выбирает готовую еду и полуфабрикаты
Как показало наше исследование, молодые люди (18–24 года) находятся в процессе формирования вкусов и пищевых установок. Когда они живут с родителями, то часто едят то, что приготовили их близкие. Когда питаются самостоятельно, то их рацион нередко бывает хаотичен и неполноценен. Это связано с низкой осведомленностью о свойствах продуктов, правилах питания, а также с тем, что состояние здоровья пока еще позволяет не заботиться о качестве пищи. Джанк-фуд и снэки могут восприниматься полноценным приемом пищи. Сожалений насчет выбранного рациона у молодых людей не бывает. Но постепенно они начинают осознавать ошибочность паттернов питания, морально готовятся изменить образ питания в будущем.
Елизавета Тринич-Афанасьева
Директор креативного агентства СберМаркетинг
Кроме того, молодежь активно использует готовую еду и полуфабрикаты. Например, 22-летняя респондентка призналась, что после переезда от мамы стала чаще их покупать, поскольку готовить самостоятельно ей сложнее.
По данным Купера, готовую еду все чаще приобретают пользователи 18–24 лет, также она стала популярной у более старшего поколения — 45–55 лет. Что касается городов, заметен рост спроса внутри категории в регионах — на их долю приходится 35–40% заказов с готовой едой. Интерес со стороны разных аудиторий не случаен — продуктовые ретейлеры предлагают широкий ассортимент готовой еды. Так, из анализа поведения пользователей Купера мы выявили паттерны разных групп: одна категория покупателей регулярно заказывает готовую еду в магазинах у дома (3–4 раза в неделю) и предпочитает разнообразное меню: простые салаты, основные блюда и выпечку. Другая часть пользователей чаще делает заказ у премиальных ретейлеров, из готовой еды отдает предпочтение салатам и супам.
Николай Бруяка
Директор по развитию бизнеса в «Купере»
37% людей старше 35 лет испытывают ностальгию по блюдам из своего прошлого
В возрасте 23–35 лет люди переживают период значительных перемен, которые существенно влияют на их пищевые привычки. Важные жизненные события — создание семьи, рождение детей, рост финансового благополучия — заставляют их по-новому взглянуть на вопросы питания. Они становятся более осознанными в выборе продуктов, начинают испытывать чувство ответственности за то, что едят, и активно стремятся к улучшению своего рациона. При этом многие отмечают конкретные изменения: желание сбросить вес, понимание новых пищевых потребностей, влияние доходов на состав продуктовой корзины.
После 35 лет приходит понимание индивидуальных потребностей организма. Люди становятся менее строгими к себе в вопросах питания, перестают зацикливаться на подсчете калорий. К 45 годам появляются первые медицинские ограничения, растет внимание к качеству продуктов. В то же время наличие второй половинки для старшего поколения побуждает есть проверенную привычную еду. Люди этого возраста предпочитают готовить самостоятельно, а не пользоваться готовыми решениями.
Елизавета Тринич-Афанасьева
Директор креативного агентства СберМаркетинг
При этом с возрастом наблюдается снижение интереса к гастрономическим экспериментам — кажется, что уже познано достаточно нового, и важными становятся не только вкусовые ощущения. Вырастает интерес к созданию атмосферы — сервировка стола, обстановка, компания — теперь это вызывает большие эмоции.
Интересная особенность: 37% людей испытывают ностальгию по блюдам из своего прошлого, но наиболее актуально это для людей старше 35 лет. Чаще всего это еда из детства, которую подавали у родителей, или блюда, которые сами респонденты когда-то готовили — такие воспоминания вызывают теплые чувства и приятные ассоциации.
30 тыс. рублей нужно в месяц на питание жителю России
Что касается трат на еду, то в этом вопросе россияне сошлись во мнении о том, что около 30 тыс. рублей в месяц на человека вполне достаточно. При этом большинство признается, что на самом деле тратит меньше этой суммы — в среднем 18,4 тыс. на одного. А вот нижняя планка трат для нормального питания, по мнению респондентов, составляет примерно 16 тыс. рублей.
При этом организация питания и траты на продукты во многом зависят от состава семьи. В семьях с детьми совместный прием пищи становится важным событием, поводом для общения. Одинокие люди подходят к питанию более практично, стараются экономить.