Потратить полгода и бюджет на продукт, который не найдёт покупателя, — распространённый сценарий. Для B2B-рынка и производства последствия особенно серьёзны: это не только прямые убытки, но и упущенное время, демотивация команды и удар по репутации.
Психология — это основа успешных PR-стратегий.
Понимание поведения человека позволяет PR-специалистам эффективно взаимодействовать с журналистами, формируя отношения, которые поддерживают благоприятную цитируемость в СМИ. Персонализируя обращения и признавая компетентность журналистов, PR-специалисты используют такие психологические принципы, как взаимовыручка и доверие. Совмещение таких теорий, как пирамида потребностей Маслоу и теория привязанности, способствует формированию прочных отношений. Давайте рассмотрим, как можно объединить взаимодействие со СМИ и психологию, чтобы раскрыть потенциал пиара.
Теория самодетерминации (англ. self-determination theory; SDT) предполагает, что у людей есть врожденные психологические потребности в независимости, чувстве компетентности и близости. При коммуникациях со СМИ применение этой теории означает признание компетентности журналистов и ценности, которую они привносят в свою сферу деятельности.
Уважайте их свободу — позволяйте выбирать сюжеты, соответствующие их интересам, и заботьтесь, проявляя неподдельный интерес к их работе и признавая их вклад. Со временем это создает крепкую связь.
Теория социального обмена утверждает, что люди вступают в отношения, когда польза от них преобладает над затратами. В работе со СМИ PR-специалисты применяют эту теорию, предлагая журналистам ценную и эксклюзивную информацию, добиваясь того, чтобы выгода от освещения материала превосходила затраченные усилия.
Предлагая журналистам уникальные возможности, PR-специалисты создают благоприятную систему взаимообмена, которая побуждает журналистов поддерживать отношения.
Теория Маслоу предполагает наличие у человека пирамиды (иерархии) потребностей, начиная с базовых физиологических потребностей и заканчивая потребностями более высокого уровня, такими как чувство собственного достоинства. Пиарщики могут использовать эту теорию, понимая, что журналисты, как и все люди, стремятся к признанию и уважению к своей работе. Удовлетворяя эти потребности и давая журналистам почувствовать себя особенными, PR-специалисты могут мотивировать их освещать события, соответствующие их интересам
Психологическая реакция возникает, когда человек чувствует, что его свободу ограничивают, что приводит к желанию вернуть эту свободу. В работе со СМИ специалисты по связям с общественностью могут избежать возникновения психологической реакции, уважая собственный выбор журналистов.
Вместо того, чтобы предлагать журналистам осветить конкретную новость, PR-специалисты могут сообщать о возможностях так, чтобы журналисты чувствовали, что у них есть свобода выбора.
Теория привязанности изучает, как люди формируют эмоциональные связи с другими людьми. В пиаре — специалисты по связям с общественностью могут построить прочные отношения с журналистами, если будут проявлять надежность, поддержку и отзывчивость на постоянной основе. Такая связь позволяет журналистам почувствовать свою сопричастность и значимость, что повышает вероятность освещения ими материалов, предложенных конкретным PR-специалистом.
В основе PR лежит искусство понимания поведения и мотивации человека. Для того чтобы преуспеть в связях со СМИ и PR-стратегиях, необходимо понимание психологических принципов. Особенно в эпоху технического прогресса сочетание работы со СМИ и психологии не только не теряет своей актуальности, но и становится конкурентным преимуществом.
Понимание психологических хитростей позволяет PR-специалистам выйти за рамки поверхностного общения и проникнуть в суть ценностей, желаний и устремлений целевой аудитории.
Потратить полгода и бюджет на продукт, который не найдёт покупателя, — распространённый сценарий. Для B2B-рынка и производства последствия особенно серьёзны: это не только прямые убытки, но и упущенное время, демотивация команды и удар по репутации.
Сегодня любой бизнес сталкивается с колоссальными массивами данных. Мы собираем информацию из множества источников: веб-аналитика, каналы продвижения, рекламные системы, CRM-система и другая информация. Из-за постоянного роста каналов взаимодействия с аудиторией воронка становится сложнее и требует персонализации. В этот момент стандартные инструменты и готовые решения перестают работать. Система аналитики требует учета кастомных настроек CRM-системы компании, структура отдела продаж и финансового департамента, а также построения отчетности по различным ролям в компании.
Коммуникационный рынок России стремительно меняется: уход западных платформ, рост отечественных решений, новые правила и быстрый приход ИИ. В 2026 году успешные маркетологи, пиарщики и бренды будут строить стратегии вокруг данных, технологий и потребностей пользователей.