Восьмой Национальный рекламный форум пройдет в КАРО 11 Октябрь с 13 по 15 ноября 2024 года. НРФ зарекомендовал себя в статусе ведущей площадки, где обсуждается влияние медиакоммуникаций на экономику и общество, а также происходит обмен эффективными маркетинговыми практиками.
Закон Парето
Содержание
В чем заключается принцип Парето простыми словами
Закон выведен итальянцем Вильфредом Парето в 1887 году, обратившим внимание на то, что только у 20% есть доступ к 80% благ, и наоборот у большинства населения страны его нет. Он выразил это в виде выражения 80/20 и не применял его для других явлений в жизни, кроме экономического.
В чем заключается принцип Парето в более широком смысле начал объяснять бизнесмен Д. Джуран. Он изучил концепцию Паретто и начал применять ее в различных сферах. К примеру, он заметил, что:
-
80% прибыли — это 20% продуктов;
-
20% дохода — это 80% товаров.
С этого момента началась активная популяризация концепции Парето и ее применение в бизнесе, личностном росте, тайм-менеджменте и других областях.
Примеры
Джуран определил в правиле 80/20 безграничную сферу использования. Это универсальная формула, которую можно использовать где угодно. Однако больше всего о ней говорят в экономике, деловой среде и менеджменте. Например:
-
20% растений приносят 80% фруктов;
-
20% игроков забирают 80% призовых;
-
80% клиентов приносят 20% прибыли и так далее.
Как работает правило 80/20
Концепция Парето — математическая взаимосвязь, описывающая распределение 2 величин. Изменение одной из них ведет к изменению другой. Однако в нынешнем виде закон Парето гласит, что это фиксированное распределение. Поэтому главной задачей людей, применяющих данное правило, стал поиск тех эффективных 20%, чтобы получить 80%.
Разберем, как работает правило в разных сферах.
В тайм-менеджменте
Считается, что только 20% времени наиболее продуктивны. «Жаворонки» эффективно работают по утрам, а «совы» — по вечерам. Поэтому на этот период рекомендуют оставлять наиболее сложные или важные задачи, поскольку умственная активность на пике. В этом случае человек качественно и достаточно быстро выполнит поставленную задачу.
Остальные 80% времени — это менее продуктивный период, на который стоит «сбросить» простую работу, например, рутинные задачи, не требующие сильного вовлечения.
В маркетинге
Маркетологи часто опираются на закон Парето во время поиска наиболее перспективных направлений для развлечения. Они определяют, какие продукты, группы клиентов или регионы приносят максимальную прибыль.
Пример такого подхода — это стратегия Стива Джобса. Под его руководством Apple сильно сократил линейку устройств, поскольку большая часть из них не пользовалась спросом. Компания уже давно не выпускает телевизоры, цифровые камеры, принтеры и другие забытые товары. Остались только iPhone, MacBook, iPad и некоторые нишевые продукты, которые приносят 80% прибыли.
В продажах
Влияние правила 80/20 на бизнес заключается в том, что 20% клиентов обычно генерируют 80% выручки (если говорить о крупных заказах и постоянных покупателях). Обычно это правило применяют для определения ключевой группы целевой аудитории, с которой нужно работать в первую очередь.
Некоторые компании допускают грубую ошибку стремясь увеличить клиентскую базу, но не обращают внимание на лояльную аудиторию. В результате такой политики «ядро» целевой аудитории сужается и становится менее прибыльным, а другие 80% покупателей не замещают потерянную прибыль.
В этом случае рекомендуется проводить RFM-анализ, чтобы определить, какие клиенты являются ключевыми для бизнеса.
В саморазвитии
Закон Парето часто применяют в изучении чего-то сложного, например, вождение, иностранные языки, программирование.
Пока человек ежедневно «зубрит» словарь и правила английского он, скорее всего, не достигнет поставленной задачи. Это и есть те 20% результата. Практика на различных курсах обычно занимает 20% времени, но именно благодаря ей человек сможет заговорить с американцем, т.е. получит те недостающие 80%.
В быту
В обычной жизни закон Парето также работает. С его помощью можно распределить одежду по важности. Обычно люди носят не всю одежду, а только 20%. Чтобы остальные 80% вещей не занимали много места, их можно выбросить или убрать подальше.
Резюме
Принцип Парето — универсальная схема, которую можно использовать в любой сфере жизни и бизнеса. Применяя ее, люди расставляют приоритеты. Нет смысла «распыляться» на все и сразу, поскольку 80% приносят только 20% результата, и, наоборот, 20% дадут 80%. Используйте закон Парето, чтобы выявить наиболее продуктивное время для работы, прибыльную продукцию или ключевых покупателей.