ADPASS рекомендует материал к прочтению
Доктор на работе
15.07.2025, 13:44

Существует ли в фарммаркетинге вечная молодость?

Как продлить фазы роста продукта, и что делать, когда кривая продаж пошла вниз. Рекомендации «Доктор на работе» по продвижению фармпродукции на различных этапах ЖЦТ.

В классическом маркетинге жизненный цикл товара (ЖЦТ) — это период пребывания продукта на рынке. Его срок зависит от множества факторов — качества, конкуренции, информационной среды, предпочтений потребителей. Каждый этап ЖЦТ — это управляемая система, на которую можно и нужно влиять. Давайте рассмотрим основные стадии жизни продукта в фармсекторе и разберемся, как управлять продвижением на каждой из них и как правильно работать с врачами.

Раньше в череде этапов ЖЦТ первым базировался «Вывод на рынок». Правильный старт, безусловно, критически важен. Однако наш опыт показывает: начинать нужно с «прощупывания рынка». Этот этап называется «Прелонч».

Прелонч

Глобальная ошибка многих производителей — считать, что наличия хорошего продукта достаточно для успешного запуска. Так, по оценкам консалтингового агентства Trinity Life Sciences, до 62% лончей в фармацевтике «не оправдывают ожиданий».

На данном этапе ключевыми факторами являются проверка и создание интереса к вашему товару. Уже сейчас вы должны сформировать пул ранних последователей. Как именно?

  • Изучите мнение врачей и подтвердите спрос.

  • Привлеките СМИ.

  • Заручитесь поддержкой KOL.

  • Поддерживайте отраслевые мероприятия.

  • Запускайте тизеры.

  • Коммуницируйте с врачами в удобном для них формате: доказательная база и разбор опыта применения покажут врачам место продукта в их практике.

Помните: правильное построение маркетинговой стратегии на этапе прелонча существенно умножает шансы на коммерческий успех.

Лонч

Итак, вы уверены, что продукт ждут на рынке. Теперь черед за качественным продвижением и бесперебойной дистрибуцией. Фарма — рынок мультисегментной целевой аудитории. С большой вероятностью вам потребуется работа и с аптеками, и с врачами, и с потребителями вашего продукта. Контрактирование АС — это целый микромир, и у каждой фармкомпании есть свои секреты.

Что же касается врачей, то мы используем в кампаниях 3 столпа:

  • brand Lift;

  • информирование;

  • охват.

Применяйте охватные брендированные инструменты, работающие на вашу узнаваемость. Будьте на виду у врачей и периодически проводите срезы обратной связи. Это поможет подстроиться под текущие настроения аудитории.

Рост

Поздравляем! Вы угадали с нишей, ваш продукт востребован врачами и пациентами. 6-месячное окно продаж после стремительного взлета сменилось на уверенный стабильный рост. Пришло время разборов.

Разложите по полочкам преимущества вашего продукта. Для профессиональной аудитории интересны будут клинические случаи и обучающие программы. Чем активнее вы подойдете к вопросу подачи продукта, тем ярче и дольше будет светить ваша звезда.

Используйте интерактивы и игровые механики. Но часть программы все же подавайте в текстовом формате. «Ипсос Комкон» в своем свежем исследовании утверждает, что врачи любого возраста позитивно воспринимают буквенную информацию.

Не забывайте регулярно делать замер мнения врачей о вашем препарате: проверяйте, правильны ли их знания о вашем продукте и насколько позитивно отношение; узнавайте их готовность к выписке.

Зрелость

После сорока жизнь только начинается. Так и в случае с вашим продуктом. Пришло время сохранения и укрепления лидерских позиций. На этом этапе снова обязательны к использованию имиджевые брендированные инструменты — рассылки, баннерная реклама. Продолжайте обучение врачей и не забывайте о KOL — когда, если не сейчас, они готовы говорить о вашем препарате с уверенностью? И если вы еще не обзавелись социальными сетями, то сейчас самое время! У вас накопилось много материалов, богатая доказательная база — словом, вам есть что рассказать.

Спад

Конкурентов много не бывает. И вот вас уже поджимают новички и бренды с крупными маркетинг-бюджетами. Настал черед провести глубокий анализ ситуации и выявить причины снижения спроса.

Проанализируйте реакции врачей на ваш продукт, выявите барьеры, мешающие назначению препаратов. Проведите ревизию собственной стратегии и создайте новое УТП. По практике нашего аналитического подразделения D Research, 60% клиентов даже не догадываются о преградах, с которыми сталкиваются врачи, выбирая конкретный продукт для назначения.

Узнав обо всех подводных камнях, беритесь за дело смело: врачам нужен глоток свежего воздуха и полезная информация от вас. Вовлекайте врачей через интерактивы, спецпроекты, напомните специалистам о ваших преимуществах через разбор портретов пациентов и клинические случаи.

И вот уже снова врачи видят ваш препарат перед собой на пути к лечению пациентов, а не оборачиваются назад, слыша о нем.

Выводы

Безусловно, путь у каждого продукта свой. Но всегда помните, что каждый этап ЖЦТ требует продуманного планирования. Надеемся, информация из этой публикации окажется полезной для вас при разработке эффективных маркетинговых стратегий.

А если вы хотите узнать о планировании продвижения на разных этапах жизни продукта, заходите к нам! А свежие новости, кейсы, полезные публикации и фарм-ивенты — в нашем телеграм-канале «Доктор в маркетинге». Чувствуйте себя, как дома!

Вам понравится

АРИР
27.11.2025
Маркетинговое агентство ОМНА
20.11.2025
captainsmm
18.11.2025
Seopapa
12.11.2025