Суд не поддержал московское УФАС в споре с аэропортом Внуково о «жесте радости»
Букмекерская контора «Париматч» через цепочку «СпортМедиаГрупп» — «АМС» разместила в мужских туалетах аэропорта «Внуково» рекламу своего мобильного приложения. Московская ФАС усмотрела в ней сразу несколько нарушений: распространение рекламы азартных игр в непредусмотренных законах местах, отсутствие возрастной маркировки, непристойность — и наказала рекламораспространителей.
Дело дошло до суда, который поддержал ФАС во всем, за исключением непристойности. Далее только цитаты:
«Как установил контрольный орган, спорная реклама в настоящем случае распространялась с использование фразы «ВОТ ТАКОЙ» и размещалась в том числе возле писсуаров. Данная фраза сопровождалась изображением мужчины, показывающим жест «радости», «победы», а именно согнутые в локтях руки направлены вверх, ладони при этом принимают форму «кулака».
По мнению административного органа, при условии того, что данный макет размещался в мужской уборной, в том числе возле писсуаров, то данный жест и фраза в совокупности с друг другом могли подразумевать сравнение с размером мужского полового органа. Формулируя указанный вывод в оспариваемом решении, административный орган обратил внимание на то обстоятельство, что, помимо данного изображения на плакате рекламы присутствует фраза «Бонус в приложении «Париматч», которое в совокупности с высказыванием «Вот такой» может подразумевать под собой размер бонуса. При этом на макете отсутствуют какие-либо уточняющие надписи или пояснения относительно того, какой именно размер бонуса ожидает пользователя при использовании данного приложения. В связи с этим при рассмотрении в совокупности данных фраз, исключая при этом изображение мужчины в радостной позе, может подразумеваться, что бонус за использование данного приложения может быть соизмерим с размером мужского полового органа, учитывая, что данная информация размещалась в мужской туалетной комнате, в том числе, возле писсуаров.
Между тем, оценивая содержание спорной рекламы, суд не может согласиться со сделанными контрольным органом выводами.
По мнению суда, указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что контрольному органу предоставлена возможность делать оценочные выводы на предмет наличия в рекламе тех или иных ассоциаций вообще без подтверждающих доказательств, поскольку вменяемое хозяйствующему субъекту нарушение должно иметь под собой документальное обоснование, а не субъективное усмотрение контролирующего органа. В то же время, как явствует из материалов дела, абсолютно никаких доказательств, подтверждающих сделанные контрольным органом выводы о неэтичном и неприличном характере спорной рекламы (социологический опрос, результаты экспертизы), названным органом суду не представлено. В то же время, по мнению суда, ассоциаций с размером мужского полового органа спорная реклама не вызывает, а потому не может рассматриваться как нарушающая требования ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе. В связи с изложенным приведенные Заявителем – ООО «СпортМедиаГрупп» в указанной части доводы признаются судом обоснованными, а оспоренное по делу решение – незаконным и подлежащим признанию таковым по п. 2 его резолютивной части».
Мораль: если кто-то показывает вам «согнутые в локтях руки, направленные вверх с ладонями, принявшими форму «кулака», не спешите разбираться с обидчиком. По мнению ФАС, он просто радуется размеру своего полового члена. А по мнению суда, чтобы понять, что это вообще значит, вам нужно провести социологический опрос. На худой конец экспертизу.
Ну а если серьезно, то суд просто наказал чиновников ФАС за лень, нужно было, действительно, подкреплять решение опросом. Впрочем, в деле о «жесте радости» еще не точка, оно ушло на апелляцию.
Еще больше информации о наружной рекламе в нашем телеграм-канале «Секреты наружки».
Лучшее в блогах
Вам понравится
Международная научно-практическая конференция «Методология коммуникационных исследований: отрасль, наука, образование» проходила 4-5 декабря. Организатором выступила Школа коммуникаций НИУ ВШЭ. Участие в конференции принял Николай Васильев, руководитель Аналитического центра Российской индустрии рекламы (АЦ РИР).
Знаете ли Вы, что бабушки и дедушки в возрасте 65+ проводят в соцсетях лишь на 5 процентов меньше времени, чем студенты, а уделяют таким ресурсам внимания гораздо больше, чем, например, среднестатистический россиянин, кому немного за 40? Виктор Пинчук, заместитель генерального директора ведущей отечественной исследовательской компании Mediascope, рассказал об этом парадоксе на круглом столе «Социальные сети в России: стратегические вызовы и ориентиры», который прошел в конференц-зале экономического факультета РУДН имени П. Лумумбы 17 ноября.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана