ADPASS рекомендует материал к прочтению
Crauch
19.08.2025, 16:33

Почему крупные компании платят студиям. Как мы сделали +10 клиентов из корпораций за год

Привет, на связи Антон Кравченко, CEO студии продуктового дизайна Crauch. Выступал на «Дизайн-выходных» и рассказывал, как мы работаем с крупными ребятами, средним бизнесом и стартапами. Решил поделиться своим опытом и знаниями здесь с вами. Присаживайтесь, будет полезно CPO, PM и IT-директорам в корпорациях.

Тема с корпорациями оказалась горячей — многие до сих пор не понимают, почему у компаний есть ихнаус команда, но они все равно приходят к студиям, например, к нам в Crauch. И иногда становятся даже лучшим решением, чтобы закрыть задачу.

В статье расскажу:

  • Почему даже сильный инхаус не вытягивает все сам.

  • Зачем нужны студии и в чем их ценность.

  • Какие задачи часто передают студиям.

  • Зачем корпорациям работать со студиями.

  • Форматы сотрудничества: аутстафф и аутсорс модели.

  • Недостатки и риски работы со студиями, о которых часто молчат.

  • Как студиям подать себя: на примере Crauch

  • Почему студия = партнер.

А полное выступление можно посмотреть в записи.

Кто мы такие?

Мы Crauch— студия продуктового дизайна и разработки цифровых сервисов, платформ и приложений. Безумцы, фанатики, работяги.

Среди клиентов: Positive Technologies, Dodo Brands, МТС Линк, ВКонтакте, Headhunter, Рутокен, Яндекс Алиса, Самолет, Лемана ПРО, Кубань Кредит и другие. Входим в ТОП-20 лучших дизайн-студий России по версии Tagline. Постоянно качаемся во все стороны и с огнем в сердце работаем.

За это время создали много крутых и мощных проектов для больших корпораций, и все эти проекты имеют одну общую черту — они были заказаны компаниями на аутсорсе. Поэтому здесь нам есть чем поделиться и что рассказать.

В корпорациях типа МТС или Яндекса свои инхаус команды и довольно большие. Кажется, что у них есть все: деньги, лучшие специалисты, огромные ресурсы. Зачем им обращаться к студиям?

Ответ прост. Они в любом случае сталкиваются с ограничениями и проблемами в работе над проектами.

Например, когда:

  • нужно быстро собрать команду под проект, а внутри все заняты;

  • нужна экспертиза, которой внутри нет — например, в анимации, 3D и продуктовых исследованиях;

  • нужно свежее взгляд со стороны, потому что внутри уже замылился глаз.

У внутренней команды свои плюсы, но и свои ограничения. Поэтому даже большие компании обращаются в студии — когда хотят ускориться, попробовать новое или закрыть задачу, на которую просто нет ресурса.

Даже сильный инхаус не вытягивает сам

Даже в крупных компаниях инхаус-команды не всегда успевают закрыть все сами. У них уже есть приоритеты, загруженность и фокус на текущих задачах. Чем масштабнее структура внутри, тем сложнее запускать что-то новое: времени не хватает, найм идет долго, а решения хочется быстрее.Здесь студии часто и подключаются — чтобы помочь запустить проект, ускорить релиз или принести свежий взгляд со стороны.

Когда не хватает рук и свежего взгляда:

В крупных компаниях внутренние команды работают на пределе: поддерживают текущие продукты, разрабатывают новые фичи, фиксируют баги. Когда появляется что-то новое, ресурсы на это просто неоткуда взять. Бэклог растет, а бизнесу нужно быстро масштабироваться.

Допустим, у вас есть команда дизайнеров, но они уже загружены работой на год вперед. Что делать? Ждать? Потерять рынок? Конечно, нет. Проще отдать задачу на аутсорс и получить готовое решение быстрее.

Глаза замыливаются:

Даже у сильной команды со временем идеи становятся однообразными. У дизайнеров не хватает насмотренности, времени на исследование и креатив.

В студии дизайнеры работают с разными проектами, прокачивают насмотренность и привносят новые паттерны и визуальные приемы. Так компания может «перезагрузить» продукт и взглянуть на него по-новому.

Долгий найм и онбординг:

Представьте, вам срочно нужен сильный дизайнер. Найм — это недели (если не месяцы) поиска, собеседований, документов и онбординга. В лучшем случае, он начнет приносить пользу через 2–3 недели, а то и позже.

В студии процесс быстрее. У нас есть своя база проверенных кандидатов, а сами собеседования проходят сразу через дизайн-директора, без долгих этапов согласований. Плюс, в штате уже есть специалисты, которых можно оперативно вывести на проект. А ресурсное планирование позволяет заранее распределять загрузку так, чтобы быстро подключить нужного человека. В итоге в среднем за 3–5 дней дизайнер уже в работе.

Новый продукт и редкие компетенции:

Представьте, что компания запускает новый продукт, например, стартап. Нужна команда — минимум 10 человек. Где их взять? Можно погрузиться в долгий и сложный процесс найма, но быстрее и проще — отдать задачу в студию, а плюсом получить доступ к узким компетенциям и редким специалистам. Это экономит время, снижает бюрократические риски и ускоряет запуск продукта.

Когда к нам пришел крупный российский разработчик экосистемы сервисов для бизнес-коммуникаций, у них был новый продукт, небольшая команда и понимание, что нужно MVP. Мы подключились как партнеры: помогли сформировать концепцию, выстроить логику продукта и подготовить его к запуску. В результате процесс разработки пошел быстрее, и продукт вышел в сжатые сроки.

И такие кейсы — не исключение. В студии приходят, когда внешняя команда способна сделать быстрее, эффективнее и с меньшими рисками, чем внутренняя, которую еще нужно сформировать.

Зачем вообще нужны студии и в чем их ценность?

Иногда дело не в том, что не хватает «рук» — не хватает свежего взгляда. Типичная ситуация: в продукте все работает, но есть ощущение, что визуал устарел.

Свежий взгляд:

Тут как раз помогает студия: как правило, они работают с разными проектами и клиентами, поэтому привносят свежий взгляд и профессиональную экспертизу. Видят больше решений, чем инхаус-команда, и часто предлагают нестандартные подходы.

Так, работая с LMS-системой VK Education, мы привнесли свежий взгляд и экспертизу. Вместо классического пути «исследования → проектирование → визуал» предложили сразу начать с дизайн-концепции. Это помогло быстрее согласовать стиль через центральный отдел маркетинга, а затем уже разворачивать его на другие страницы. Клиенту настолько зашел наш подход, что он предложил нам самостоятельно защитить концепцию перед топ-менеджментом.

Гибкость, которую сложно повторить инхаусом:

Еще один важный плюс — гибкость. Студии легко адаптируются под задачи:

  • Нужно ускориться? Подключим ещё одного дизайнера.

  • Сменились приоритеты? Перекинем силы на другой пул задач.

  • Нужен UX-исследователь на пару недель? Найдем и подключим к проекту.

Студии могут быстро собрать команду под проект, минуя долгие процессы найма и адаптации. Это экономит время и деньги компании.

Доступ к редким компетенциям:

Здесь мы говорим про специализацию дизайнера на конкретной области. Например, специалист четко знает моушен, 3D, иллюстрации, или разбирается в коммуникационном дизайне.

Большим продуктам не выгодно держать таких ребят внутри, потому что специализация — обычно редкая штука, которую надо развивать по запросу определенного проекта.

Какие задачи часто передают студиям, чтобы не тратить ресурсы инхаус команды

Визуальная концепция или концепция продукта:

Студии могут взять на себя разработку как визуальной концепции — стиля и подачи дизайна, так и концепции продукта — определить, какие фичи войдут в цифровой сервис, как они будут работать и взаимодействовать. Главное — наличие экспертизы и команды с нужными компетенциями.

Запуск MVP:

Еще одна типичная история, с которой обращаются к студиям. Нужно быстро собрать первую версию, получить фидбэк и доработать. Здесь важна скорость, а не сложные внутренние процессы с длинными согласованиями. Студии работают итеративно, без бюрократии, с быстрыми тестами и адаптацией. В итоге компания экономит время и деньги, а продукт выходит на рынок быстрее.

Редизайн:

За редизайном приходят компании, у которых продукт работает давно — решает задачи, но со временем в любом случае устаревает. Внутренней команде сложно посмотреть на него свежим взглядом и в таких случаях помогает инхаус-команда.

Внешний взгляд помогает найти слабые места, предложить новые идеи, переосмыслить пользовательский опыт. Это не просто косметическое обновление, а возможность сделать продукт сильнее и конкурентнее.

Развитие и поддержка продукта:

Если студия уже делала для компании MVP-версию продукта и получила крутой результат, клиенту проще продолжить сотрудничество, чем собирать новую команду. Особенно, если студия занимается не только дизайном, но и разработкой.

Запуск — это только начало. Продукт нужно развивать, допиливать фичи, тестировать новые гипотезы. И здесь студия в плюсе: команда уже знает продукт, процессы отлажены, можно сразу включаться в работу. Это экономит ресурсы и позволяет компании двигаться быстрее.

Так у нас было с клиентом под NDA — первый проект для них мы сделали осенью 2023 года. Ребятам понадобился лендинг, чтобы позвать индийских хакеров повзламывать крупные корпорации за большие деньги. Получилась красота! Сами зацените результат.

Мы хорошо показали себя на проекте и клиент пришел к нам снова — на этот раз нужно было в сжатые сроки запустить MVP-версию платформы для белых хакеров. Сейчас продукт выглядит довольно объемным и находится в бета-версии.

Результатом уже хвастались на Behance

Из этого кейса можем выделить 2 вывода — почему клиент принес нам еще один проект:

  • Клиенту уже с нами сработался. Он понимает, как мы работаем, какие у нас процессы и чего ожидать. В будущем нам вместе будет проще и быстрее нарулить новый сервис, чем идти в инхаус и ждать ответ

  • Мы взяли на себя дизайн и разработку, поэтому доверие клиента только выросло. Ему не пришлось отдельно искать подрядчиков или ресурсы на разработку

UX-аудит:

Не всегда нужен редизайн «под ключ». Часто компаниям важно сначала разобраться, что именно мешает пользователям. Для этого нужен UX-аудит — независимый взгляд на продукт, который помогает найти слабые места и понять, что можно улучшить. Как медицинское обследование: смотрим пользовательские сценарии, точки сложности, моменты, где люди теряются или уходят.

Так было со Спорт-Марафоном. Сайт клиента не менялся с 2018 года, поэтому дизайн хотелось обновить и выявить точки роста. Нам нужно было сделать UX-аудит десктопа и мобильной версии сайта, чтобы найти точки роста и идеи для повышения метрик. История классная, потому что выбирали между нами и студией Лебедева — вы и сами поняли, кто прошел.

Мы провели комплексный UX-аудит: сделали глубинные интервью, юзабилити-тесты, изучили поведение в аналитике. В результате выдали более 60 рекомендаций — проскорили их по ICE-методике, чтобы клиенту было понятно, что делать в первую очередь.

Успех кейса в том, что мы не просто накинули идей, а взяли на себя управление проектом, расставили приоритеты, выделили команду и подтвердили каждую гипотезу через исследования. Позже клиент вернулся уже за дизайном этих решений.

Зачем корпорациям работать со студиями?

Скорость и быстрый старт работ:

Можем начать работать с вами хоть завтра)

А если правда, то пока в компании согласовывают бюджеты, пишут вакансии и проводят собеседования, студия уже обладает штатом, поэтому может быстро собрать команду и начать работу. Это особенно важно, если проект срочный и ждать некогда.

Студию можно быстро «уволить»:

Если проект идет не туда — со студией проще попрощаться. В отличие от штатных сотрудников, с которыми придется проходить через увольнение, компенсации и формальности по ТК. Это делает работу с внешней командой гибкой и безопасной.

Свежий взгляд и насмотренность:

У дизайнеров внутри компании часто замыливается взгляд — особенно если нет процессов, которые помогают развивать вкус и смотреть на продукт шире. Студия же каждый день видит десятки проектов из разных сфер. Поэтому может предложить более оригинальные решения — не по шаблону.

Например, у нас в студии есть такой ритуал — раз в 2 недели по пятницам мы собираем референсы из продуктов/сервисов/студий, которые понравились. Пишем, что зашло/не зашло по решениям или фичам, а потом делимся этим с подписчиками. Это помогает всегда быть в курсе того, что сейчас на рынке.

Масштабирование:

Когда компания хочет масштабировать продукт, студии тоже оказываются удобнее. Нужно ускорить разработку? Добавить 2–3 специалистов? В студии можно просто подключить дополнительных людей, и работа не остановится. Нет долгого найма, оформления, онбординга — специалисты подключаются за несколько дней.

Снижение простоя ресурсов:

С инхаус-командой иногда приходится думать, чем занять людей между проектами. Если задач нет, сотрудник все равно числится в штате, а вы ему за это платите. Со студией проще — когда работа закончена, сотрудничество завершается без лишних проблем.

Форматы сотрудничества бывают разными — от полного контроля со стороны клиента до полного ведения проекта студией

Аустафф-модель— студия подключает команду, но управляет процессом сам клиент. Дизайнеры работают как исполнители: задачи, приоритеты, сроки — все на стороне компании. Студия обеспечивает классными специалистами.

Стоит выбирать, если:

  • Уже есть сильная продуктовая команда

  • Есть процессы, трекинг, менеджмент

  • Нужны «руки», чтобы ускориться или закрыть узкое место

Аутсорс-модель — студия берет процесс на себя. Формирует команду, управляет проектом, принимает ключевые решения и отвечает за результат. Клиент все равно должен погружаться в проект, но менеджмент с управлением берет на себя студия. Они же и отвечают за результат в срок.

Стоит выбирать, если:

  • Нет внутренней команды.

  • Нужно быстро запустить проект с нуля.

  • Есть задача, но не хватает понимания, как её реализовать.

Недостатки и риски работы со студиями, о которых часто молчат

Сложность интеграции:

Внутренние команды копят знания годами, а студиям приходится быстро погружаться в продукт, разбираться в его логике, аналитике, прошлых решениях. Не все умеют быстро вникнуть в бэкграунд и правильно выстроить ожидания. Если процесс передачи информации затягивается, проект может буксовать на старте.

Ожидание VS Реальность:

Не все студии умеют работать с ожиданиями. Если внутренние процессы не выстроены, правки множатся, сроки сдвигаются, а бюджет растет. Особенно это заметно при почасовой оплате: чем больше итераций, тем выше чек.

Неполная вовлеченность:

Если вы не выкупаете у студии полный рабочий день, готовьтесь к тому, что команда будет работать над другими проектами. Студии выгодно забивать дизайнеров на фуллтайм, а иначе просто невыгодно.

Это значит, что студия будет уделять вам 50% своего времени. Может повлиять на скорость и глубину работы. особенно если задача требует плотного включения.

Как студиям продать себя: опыт Crauch

Когда бизнес хочет сделать сервис или сайт, у него в голове должна промелькнуть мысль «точно, знаю вот этих ребят, они круто делают». Например, чтобы при слове «мобильное приложение» у них в голове всплывали вы.

Так работает PR — если о вас регулярно говорят в комьюнити, чатах, на конфах, в статьях, вы начинаете ассоциироваться с чем-то конкретным. Люди это запоминают. Чем больше раз они вас видят в своем поле, тем быстрее отложится в голове.

Чтобы это сработало, нужно регулярно мелькать в разных местах:

  • публиковать кейсы;

  • вести канал и делиться опытом;

  • общаться с другими студиями и клиентами;

  • участвовать в рейтингах, митапах и конференциях.

Например, к нам приходят клиенты из разных мест. Когда мы спрашиваем, как они о нас узнали, часто слышим в ответ:

Сарафанное радио:

Сначала в ход вступает правило ‭«спроси у друга‭». Когда кому-то нужно найти подрядчика, самый надежный способ — спросить у знакомых. Если студия оставила хорошее впечатление, о ней обязательно вспомнят и посоветуют дальше.

Релевантные проекты:

Чем больше похожих кейсов в портфолио, тем проще клиенту довериться. Если студия уже делала что-то подобное, меньше рисков, что придется объяснять с нуля, и больше шансов на предсказуемый результат.

Комьюнити:

Студии, которые активны в профессиональной среде, делятся экспертизой, выступают на конференциях и ведут блоги, чаще остаются на слуху. А когда у компании появляется задача, она вспоминает именно о них.

Рейтинги:

Попадание в топовые списки отраслевых рейтингов — дополнительный знак качества. Да, это не всегда гарантия идеальной работы, но когда студия стабильно в верхних строчках, это сигнал, что с ней стоит хотя бы познакомиться.

Лояльность:

Как ни странно, чаще идут к тем, кому доверяют. Это может быть рекомендация, сильный личный бренд основателей или просто многолетнее присутствие на рынке, которое формирует уверенность, что «с ними можно работать».

А может еще и так быть:

Будьте на слуху, причем не только в мире клиента, но и в комьюнити.

Антон
CEO Crauch

Продажи тоже должны быть классными — стройте прозрачные ожидания, позитивный настрой, понятный процесс и скорость коммуникации с заказчиком. А главное — сами будьте уверены в том, что сможете заделивирить результат, и транслируйте это.

Студия = партнер

Когда студия понимает бизнес клиента, предлагает решения, а не просто выполняет задачи, и работает на общий результат — сотрудничество становится действительно ценным. Именно такие студии растут, развиваются и получают проекты, которые меняют рынок.

Так что если перед вами стоит выбор — работать с подрядчиком или нет, главный вопрос не в этом. Важно найти тех, кто сможет стать вашим партнером и помочь сделать продукт лучше.

Если вам нужен не просто исполнитель, а партнер, который возьмет на себя работу и усилит команду — приходите к нам, обсудим, как сделать ваш проект сильнее.


А чтобы не теряться и следить за нашими кейсами и закулисьем студии, ждем вас в нашем студийном тг-канале — там можно узнать больше о наших принципах работы и управлении проектами.