Оцифровка бизнеса: что это такое и с чего начать
Оцифровка, цифровизация или диджитализация бизнеса — это процесс использования цифровых технологий для оптимизации различных аспектов деятельности компании, предполагает замену ручных процессов цифровыми решениями. Цель состоит в том, чтобы деятельность компании стала более эффективной, рентабельной и удобной для клиентов.
Что нужно оцифровывать
Учет лидов и сделок
Это самый важный пункт, ведь он помогает определять продукты и услуги, пользующиеся наибольшим спросом, а также маркетинговые инструменты и каналы, которые приводят к продажам.
Используйте CRM-системы для хранения данных о заявках и сделках, а системы сквозной аналитики — для определения тех рекламных источников, которые приносят целевые обращения и сделки.
Так вы поймете эффективность каждого источника и сможете соответствующим образом корректировать свои рекламные кампании.
Можно использовать отдельные полнофункциональные CRM-сервис, либо воспользоваться гибридными решениями. Например, если объем клиентов небольшой и стадий сделок не очень много, можно просматривать всю информацию по лидам и сделкам в личном кабинете того же Calltracking.ru, проставлять статусы (лид/сделка, интересующий продукт) через теги, вносить данные по доходам, а также отслеживать рекламный источник и его эффективность.
Данные о продажах за прошлые периоды помогают прогнозировать спрос и определять сезонность в продажах, чтобы не допускать затоваривания склада или дефицита товара. Также учет позволяет правильно распределять ресурсы и заниматься финансовым планированием.
Прогнозирование и фиксирование KPI
Начните с определения показателей KPI, которые наиболее релевантны для вашего бизнеса. К ним могут относиться:
-
Финансовые показатели (выручка, размер прибыли).
-
Характеристики клиентов (коэффициент удержания).
-
Маркетинговые показатели (посетители сайта, количество лидов из разных каналов).
Используйте решения для сбора и агрегирования данных, которые связаны с выбранными вами KPI. Для этого можно использовать:
-
Яндекс.Метрику.
-
Google Analytics.
-
Дашборд Power BI.
-
Или даже просто Excel.
Главное — возможность отслеживать динамику ключевых показателей, чтобы вовремя заметить отклонения от плана и быстро принять какие-то меры.
Хранение всех материалов для работы в одном месте
Доступ ко всем документам и файлам, необходимым для работы, должен быть у всех сотрудников. Лучше, если это база знаний или общий диск в облаке. Это ускорит работу и позволит не испытывать недостаток информации.
Например, если в компанию приходит новый маркетолог или менеджер по продажам, то гораздо удобнее, если все файлы для ознакомления с продуктом и бизнес-процессами в компании будут всегда под рукой, чтобы не пришлось тратить время на поиск того, где лежат актуальные сейлз-киты или какие крупные клиенты и кейсы есть у компании.
Крайне важно обеспечить надежную защиту от несанкционированного доступа. Можно рассмотреть облачные хранилища от Google или Yandex, сделать базу знаний в Notion или Битрикс24, либо использовать для этого другие популярные сервисы.
Учет товаров и услуг
Использование программного обеспечения для учета товаров и услуг упрощает управление запасами, предоставляет ценную информацию о спросе и состоянии бизнеса. Регистрируйте также все финансовые операции, связанные с товарами:
-
продажи;
-
закупки;
-
расходы;
-
возвраты.
Если у вас есть склад и активные продажи, отслеживайте количество запасов и обновляйте данные в режиме онлайн — так вы всегда будете знать, какие позиции сейчас в наличии и по какой цене, какие нужно докупить, а для каких сделать дополнительные маркетинговые усилия, чтобы ускорить их реализацию. Для этого можно использовать такие решения, как МойСклад, СуперСклад и другие.
Управление задачами
Используйте таск-менеджер, чтобы отслеживать прогресс и эффективность сотрудников, а также быть с ними в едином инфополе. Даже на начальном этапе развития компании не стоит этим пренебрегать. Популярные решения, которые могут в этом помочь — Trello, Asana, Todoist, Kintone и другие.
Например, управлять загрузкой специалистов с помощью подобных инструментов особенно актуально для сферы услуг — запись на маникюр, распределение нагрузки на мастеров бытовых услуг и прочее.
Маркетинговые коммуникации
Внедрите использование платформ автоматизации маркетинга и взаимодействия с покупателями. Готовые решения для email-маркетинга, SMS-рассылок, проведения обучения клиентов в случае с технически сложными продуктами сэкономят вашей команде ощутимое количество времени.
Сегментируйте свою аудиторию на основе демографических данных, поведения и предпочтений. Это позволит вам отправлять персонализированные сообщения различным группам клиентов, вовремя напоминать о записи к специалистам, автоматизировать допродажи и отслеживать, сколько клиентов находятся на том или ином этапе маркетинговой воронки. Начать можно с Unisender, Sendsay и других похожих сервисов.
Обработка и выставление счетов
Используйте интернет-банкинг для управления операциями, контроля остатков и перевода средств. Внедрите цифровые инструменты отслеживания расходов, чтобы эффективно контролировать и классифицировать их.
Например, у Тинькофф есть экосистема сервисов для малого бизнеса: в режиме одного окна можно и сайт сделать, и встроенную CRM использовать, и там же видеть оплаты заказов от клиентов.
В заключение
Раньше оцифровка бизнеса предполагала в основном создание сайта и учет клиентов в Excel. Многие начинающие предприниматели ограничиваются этим набором и сейчас. Это не плохо, но и не хорошо. Акцент все больше смещается в сторону аналитики и необходимости закладывания хорошего фундамента для быстрого масштабирования уже в начале развития бизнеса.
Сейчас на рынке большое количество платных и бесплатных решений, которые помогают оцифровывать все важные процессы в компании, и пренебрегать этой возможностью не стоит.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Как накрутка живых подписчиков в ВК поможет продвинуть ваше сообщество? Наличие подписчиков в таких платформах, как ВКонтакте, стало важным аспектом для достижения успеха. В статье мы рассмотрим темы накрутки участников и их значимость, и стратегии для привлечения подлинной аудитории.