ADPASS рекомендует материал к прочтению
СоцМедиаМаркетинг
20.02.2025, 13:15

Не выгорел, а загорелся!

Разбираемся, что такое профессиональное выгорание, какие факторы его провоцируют и как справляться с этим состоянием.

Помните собаку с мема «This is fine»? Примерно так выглядят и люди, страдающие выгоранием не первый год. Им кажется, что абсолютно все сферы жизни полыхают: дом, работа, семья, друзья. Но справиться с этим нет ни сил, ни желания, обычно человек просто смиряется или принимает это состояние, наблюдая за дальнейшим развитием ситуации как бы со стороны.

Тот самый жизненный мем выгоревших сотрудников

Однако на этом все не заканчивается: со временем и при отсутствии помощи состояние начинает усугубляться. Тут важно отметить и запомнить, что эмоциональное выгорание — это самое настоящее заболевание. И его спутники, как всадники Апокалипсиса, всегда держатся вместе: депрессии, тревога, бессонница, сердечно-сосудистые заболевания (особенно, если предпосылок ранее не было), вредные привычки. Поэтому если был замечен один из них, позднее подтянутся и остальные.

Прежде чем заняться этим материалом, мы немного изучили ситуацию на рынке за прошедший год. Спойлер 1: борьбу с выгоранием не просто так объявили трендом №1 среди работодателей в 2025 году. Спойлер 2: у выгорания нет лица. Это значит, что независимо от сферы деятельности, продолжительности работы в компании, пола или возрастной категории, у среднестатистического сотрудника всегда есть риск «выгореть» на рабочем месте. Почему так происходит?

Основных причин или факторов, как говорят психологи, минимум три

  • Личностный — индивидуальные особенности восприятия и психики: чрезмерная восприимчивость, тревожность, трудоголизм.

  • Ролевой — касается вашей роли/статуса внутри организации, чаще всего проявляется в путанице между реальными и выполняемыми задачами.

  • Организационный — связан с трудовой деятельностью: специфика должности, конфликты внутри коллектива и тому подобные мелочи, которым зачастую мы не придаем особого значения.

Заметить, что с собой и уж тем более с коллегой что-то не так, порой непросто. Усталость и апатия давно стали нормой, а мемы в стиле «начинай свой день с кружечки бодрящего депрессо» — обязательным элементом рабочих переписок. Но как быть, если шутки про выгорание перестали смешить, а окружающие словно разучились вас слушать и слышать — причем не только на работе, но и дома? Есть ли повод переживать? Постараемся ответить на этот вопрос!

Выше мы обозначили, что эмоциональное выгорание является реальным заболеванием, которое проявляется на уровне физических, психологических и эмоциональных реакций. И как у любого другого заболевания, у него есть симптомы, будем далее называть их «звоночками», по которым вполне можно составить общую картину и принять решение – обращаться за помощью к специалисту или нет. Итак, вот небольшой чекап от нашего HR:

  • Чувство глобальной усталости от всех задач, которые вам ставят.

  • Стало во много раз тяжелее справляться с задачами, которые раньше решались быстро и не вызывали вопросов.

  • Начинает казаться, что вы не компетентны в вопросе, которым занимаетесь на рабочем месте и другой сотрудник был бы более эффективен вместо вас.

  • Боитесь совершить ошибку, причем настолько, что до последнего упираетесь и отказываетесь от новых проектов/задач, вплоть до манипуляций увольнением.

  • Всегда критично относитесь к результату своей работы — и речь далеко не о здоровой версии перфекционизма.

  • И последнее — кроме критики в свой адрес, критично относитесь и к окружающим: нет симпатии/расположения ни к одному из коллег, зато раздражает в коллективе каждая мелочь и кажется, что не справедлив к вам абсолютно каждый.

Итак, если насчитали хотя бы три-четыре «звоночка» у себя — это повод обратиться к специалисту, или, если уже работаете с психологом, поднять вопрос состояния нарастающего выгорания.

Как поколения воспринимают работу и стресс и что с этим делать работодателю?

Выше мы уже говорили о том, что у выгорания нет лица, то есть, синдрому могут быть подвержены сотрудники любых специальностей, пола и возраста. Строить индивидуальную работу можно и нужно, но как быть, если в организации численность сотрудников давно прошла отметку 300+? Как построить процесс работы с персоналом эффективно, этично, получив вовлеченную и заинтересованную аудиторию? Конечно же, через ценности!

Поколение X (1965–1980)

  • Работа — это стабильность, а не эксперименты.

  • Опыт выражается в должности.

  • Ценят чёткую иерархию, предпочитают обсуждать вопросы голосом, а не в переписке.

  • Не ждут от работодателя эмоциональной поддержки, но хотят видеть прозрачную карьерную лестницу.

Что делать? Обеспечить понятные карьерные перспективы, минимизировать хаос в рабочих процессах, дать возможность передавать знания через наставничество.

Миллениалы (1981–1996)

  • Ходят в офис ради команды и атмосферы.

  • Ожидают смысла в работе, а не просто выполнения задач.

  • Демонстрируют высокий уровень вовлечённости, если чувствуют, что их ценят.

  • Для них работа — это драйв, но важно сохранить баланс между личной жизнью и профессиональной реализацией.

Что делать? Гибкий график, командные проекты, искренняя обратная связь и акцент на ценностях компании.

Поколение Z (1997–2012)

  • Воспринимают удалённую работу как норму.

  • Выбирают компании с ценностями экологичной коммуникации и work-life balance.

  • Не рассматривают работу как главный аспект жизни, ищут гибкость и свободу.

  • Ожидают прозрачности в коммуникациях, активно используют цифровые каналы общения.

Что делать? Проявлять гибкость и разрешать ее, обеспечить возможность быстрого карьерного роста, создать среду для самореализации и экспериментов.

В работе с выгоранием важно помнить одно: синдром часто подкрадывается незаметно, и человек может даже не осознавать, что находится в критическом состоянии. И это не только ответственность организации. Работодатель, который регулярно проводит работу с персоналом и использует все возможные инструменты профилактики, учитывает ценности кадров, безусловно, сформирует более мотивированную и устойчивую к стрессу команду. Но должна быть и личная ответственность сотрудника за свое благополучие. Выгорание — это не неизбежность, а процесс, которым можно управлять. Надеемся, в этой статье вы почерпнули для себя актуальные и полезные сведения. Всем достаточного ресурса и комфортного баланса.

Вам понравится