22.10.2021, 15:04

Наружка купила немного подземки

Группа Russ Outdoor приобрела оператора рекламы в столичном метро компанию nebo.digital. Для группы это первый опыт работы с метрополитеном, а для отрасли — продолжение консолидации в наружной рекламе. С 2019 года Russ Outdoor поглотил две из пяти компаний, ранее входивших в топ-5 игроков этого рынка.

О том, что сделка состоялась, крупнейший оператор наружной рекламы в России сообщил на своем сайте. Группа выкупила 100% ООО «Профцентр Специалист» (юридическое лицо nebo.digital). Сумма сделки не раскрывается. В nebo.digital ранее не комментировали сделку и ход переговоров.

В Russ Outdoor подчеркнули, что рассматривают транзитную рекламу как один из ключевых активов. В этом году оператор полностью занял нишу пригородного железнодорожного сообщения: с 1 сентября группа запустила продажи рекламы в поездах на всех пригородных направлениях Москвы и Московской области, которыми до этого занималась компания «Актив-СП». Также с июля этого года Russ Outdoor продает размещение рекламы на пригородных железнодорожных платформах. Компания предлагает сити-форматы на более чем 60 станциях и намерена в ближайшее время увеличит их число до более чем 300.

Консолидация всей транзитной рекламы под управлением одного игрока позволит «существенно увеличить охват аудитории и предложить рекламодателям единый стандарт работы на всех направлениях», заявили в Russ Outdoor.

В результате сделки Russ Outdoor получает контроль над одним из крупнейших сегментов столичного рекламного рынка сразу на 7 лет. Компания nebo.digital реализует рекламные возможности ГУП «Московский метрополитен» с сентября 2018 года. Контракт с «Московским метрополитеном» был заключен на пять лет — до 2023 года с возможностью пролонгации еще на 5 лет. Договор с nebo.digital предусматривает, что компания оставляет себе 25% от привлеченных рекламных бюджетов, остальные 75% забирают ГУПы, по данным РБК. При этом рекламу продает непосредственно ГУП, а nebo.digital выступает как площадка для ее размещения. Компания размещает ролики на видеоэкранах в вагонах метро, стикеры, лайтбоксы на станциях и в переходах и т.п.

В 2020 году nebo.digital стало продавать еще и рекламу на видеомониторах на наземном транспорте Москвы. Представитель ГУП «Мосгортранс» тогда заявил, что его предприятие «присоединилось к договору между nebo.digital и Московским метрополитеном». Однако в 2021 году «Мосгортранс» сменил подрядчика для продажи рекламы на остановках общественного транспорта, разорвав для этого контракт с nebo.digital в пользу Russ Outdoor. Группа взяла в управление на ближайшие десять лет почти 10 тыс. остановочных павильонов «Мосгортранса» в Москве и начал размещать на них рекламу. Russ Outdoor пообещал выплачивать «Мосгортрансу» ежегодно по этому контракту 272,2 млн руб.

Помимо контрактов с московскими ГУПами nebo.digital с 2021 года продает рекламу в метро Новосибирска — на станциях и в вагонах. Сроки действия контракта и его условия компания партнеры не раскрывали. ООО «Профцентр Специалист» принадлежит предпринимателю Карену Авагумяну.

Убытки 

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Профцентр Специалист» глубоко убыточная компания. В 2019 году ее выручка составила 10,18 млн руб., убыток от основной деятельности равнялся 156 млн руб., чистый убыток — 2 млн руб. В 2020 году выручка упала до 1,5 млн руб., убыток от основной деятельности достиг 245 млн руб., а чистый убыток — 90,9 млн руб.

Рекордный убыток показала в прошлом году и группа Russ Outdoor (включает компании «Вера-Олимп», «Лайса» и др.). По оценке сервиса бронирования рекламных конструкций All-Billboards, совокупный убыток компаний, входящих в группу Russ Outdoor, составил по итогам 2020 года 2,8 млрд рублей. Собственник Russ Outdoor не известен.

32% операторов наружной рекламы в России закончили 2020 год с убытком при том, что в 2018-2019 годах этот показатель в среднем по отрасли составлял 20%, подсчитали в All-Billboards. По оценке АКАР, объем рынка наружной рекламы в 2019 году составил 43,8 млрд руб., в 2020-м — в 32,2 млрд руб.

Антиреклама в метро и наземном транспорте

Выбор в качестве рекламного подрядчика компании nebo.digital стал для Московского метро очередной попыткой наладить работу с рекламодателями. До этого с 2011 года рекламу в подземке продавали компании предпринимателя Александра Геллера. В 2011 году тендер выиграла его компания компания «Авто Селл» Контракт с ней метрополитен досрочно расторг в 2015 году из-за задолженности более чем в 1 млрд рублей. В 2016-м на торгах снова победила аффилированная с Геллером «Трейд Компани», но и с ней договор расторгли досрочно. После этого почти два года в столичном метро реклама не размещалась.

«Мосгортранс» испытывает схожие с «Московским метрополитеном» проблемы с монетизацией своих рекламных возможностей. В 2011 году компания заключила пятилетний контракт на продажу рекламы с агентством недвижимости «Бульварное кольцо». По контракту подрядчик должен был заплатить «Мосгортрансу» 2,2 млрд рублей за весь период. Но у агентства начались финансовые проблемы, и в 2015 году ГУП разорвал договор потребовав с подрядчика через суд 470 млн руб. «Бульварное кольцо» подало встречный иск, обвинив «Мосгортранс» в том, что ГУП предоставил под размещение рекламы не весь имевшийся в его распоряжении подвижной состав. Суд отказал ГУПу в требованиях.

После того, как в 2019 году у Russ Outdoor сменились акционеры, компания провела ряд крупных сделок, консолидировав крупных игроков рынка наружной рекламы. В состав группы вошли два оператора из первой пятерки участников этого рынка — компании «Вера-Олимп» и «Лайса».


Автор: Роман Овчинников

Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
09.04.2024
Наружная реклама заработает на перспективу: группа Russ рассказала о 30-процентном росте рынка в 2024 году

В день принятия Госдумой во втором-третьем чтениях закона о десятилетней пролонгации договоров в наружке, группа Russ, крупнейший в России отраслевой оператор, собрала конференцию, чтобы рассказать о перспективах роста рынка. Участники рынка узнали, что в 2024 году индустрия увеличится на 30%, а доля цифровых носителей достигнет 68%. Затем они принялись обсуждать рост цен, «Сбербанк» и «Альфа-банк» поспорили, кого считать монополистом. Маркетологи разбирали преимущества десятисекундных роликов для цифровых щитов перед пятисекундными и отличия новой школы медиапланирования от классической, а Никита Пипко из группы «Игроник» ответил на вопрос, почему границы наружной рекламы нигде не заканчиваются.

Редакция ADPASS
08.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?