26.09.2022, 15:39

GameDev на вылет: релоцирование приобрело панический характер

Массовый отток IT-специалистов из России после 24 февраля подхлестнула объявленная на прошлой неделе частичная мобилизация. К списку срочно релоцирующихся кроме программистов добавились художники и дизайнеры из игровой индустрии, которые формально не являются IT-специалистами и не могут рассчитывать на бронь. Компании-разработчики игр начали эвакуировать сотрудников из страны, в том числе выкупая целые чартерные рейсы. Одновременно переезжают и игроки — с облачных сервисов на земные физические носители.

Photo by Tim Dennert on Unsplash

Игровые студии начали организованно вывозить свой персонал после введения 21 сентября частичной мобилизации. Продюсер крупной русскоязычной студии, выведшей свой бизнес за рубеж еще в начале марта, сообщил «Коммерсанту», что одна из компаний-разработчиков видеоигр заказала специальный чартерный рейс для вывоза из страны порядка ста своих сотрудников мужчин, которые могут быть мобилизованы. Сотрудники вывозятся вместе с семьями. Источник добавил, что «это не единичный случай».

Forbes, ссылаясь на опрос более 500 IT-специалистов, проеденный HR-холдингом Ventra, сообщил, что 31% российских специалистов или уехали из страны, или планируют это сделать в течение ближайшего времени: 6% айтишников уже уехали, 25% запланировали отъезд на ближайшие полгода. Еще 6% опрошенных переехали в другие регионы России, 5% релоцировались до 2022 года. Однако большинство (57%) респондентов никуда не переезжали. Также о намерении увезти из России часть или даже всех своих сотрудников сообщили 19% опрошенных руководителей IT-компаний.

Опрос проводился в период с 5 по 15 сентября 2022 года. В Venta отметили, что после объявления частичной мобилизации, число IT-специалистов, желающих покинуть Россию, возрастет.

Рынок разработки игр «находится в панике», обрисовал ситуацию другой источник издания: большая часть сотрудников не может получить бронь даже теоретически. Одними из критериев для получения брони являются профильное образование и работа по специальности. Весь менеджмент, художники и гейм-дизайнеры находятся в зоне риска. Если ранее студии относились с пониманием к желанию ряда сотрудников работать из России, то теперь ситуация развернулась на 180 градусов. «Оставить сотрудников в стране — значит смириться с тем, что кого-то заберут и ты останешься с кадровой дырой», — пояснил источник.

Сейчас сформировалось два потока покидающих страну разработчиков игр. Первый — оставшиеся в стране сотрудники студий, которые после 24 февраля перенесли свой бизнес за рубеж, но откладывали свой отъезд из России по личным причинам. Второй — специалисты, начавшие получать предложения от западных разработчиков. В России сейчас работают несколько известных HR, предлагающих трудоустройство за границей в компаниях, которые ранее не хотели брать русских, но сейчас под эгидой побега от мобилизации изменили свое решение.

Одновременно релоцируются и российские игроки. Они переезжают с облачных игровых сервисов на локальные копии на дисках. После начала военных действий в Украине ведущие мировые онлайн-продавцы компьютерных игр и игровых консолей заявили о прекращении или приостановке работы своих сервисов и продаже оборудования: Sony, Microsoft и Nintendo больше не поставляют свои игровые приставки на российский рынок и отключили возможность онлайн-покупки новых игрушек. Их примеру последовала и компания Valve, которая закрыла для россиян основные способы оплаты на своей платформе Steam — карты Visa, MasterCard и «Мир».

Следствием ограничений со стороны зарубежных игровых сервисов стал рост продаж игр на физических носителях в России. За прошедшие восемь месяцев, рынок коробочных версий игр для консолей и ПК продемонстрировал количественный рост на 10%, его объем составил 1,1 млн штук, рассказал «Ведомостям» представитель «М.видео-Эльдорадо». В компании ожидают дальнейший рост направления. По словам представителя торговой сети, этому будут способствовать традиционный осенний выход новых игр и новогодние праздники, когда растет спрос на подарки. Еще больше выросли продажи игр на дисках у маркетплейсов. Представитель Ozon рассказал изданию о трехкратном росте продаж консольных игр в 2022 году по сравнению с 2021 годом. В Wildberries сообщили, что продажа коробочных игр выросла на 146% год к году.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
28.03.2024
Редакция ADPASS
25.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?