GameDev на вылет: релоцирование приобрело панический характер
Массовый отток IT-специалистов из России после 24 февраля подхлестнула объявленная на прошлой неделе частичная мобилизация. К списку срочно релоцирующихся кроме программистов добавились художники и дизайнеры из игровой индустрии, которые формально не являются IT-специалистами и не могут рассчитывать на бронь. Компании-разработчики игр начали эвакуировать сотрудников из страны, в том числе выкупая целые чартерные рейсы. Одновременно переезжают и игроки — с облачных сервисов на земные физические носители.
Игровые студии начали организованно вывозить свой персонал после введения 21 сентября частичной мобилизации. Продюсер крупной русскоязычной студии, выведшей свой бизнес за рубеж еще в начале марта, сообщил «Коммерсанту», что одна из компаний-разработчиков видеоигр заказала специальный чартерный рейс для вывоза из страны порядка ста своих сотрудников мужчин, которые могут быть мобилизованы. Сотрудники вывозятся вместе с семьями. Источник добавил, что «это не единичный случай».
Forbes, ссылаясь на опрос более 500 IT-специалистов, проеденный HR-холдингом Ventra, сообщил, что 31% российских специалистов или уехали из страны, или планируют это сделать в течение ближайшего времени: 6% айтишников уже уехали, 25% запланировали отъезд на ближайшие полгода. Еще 6% опрошенных переехали в другие регионы России, 5% релоцировались до 2022 года. Однако большинство (57%) респондентов никуда не переезжали. Также о намерении увезти из России часть или даже всех своих сотрудников сообщили 19% опрошенных руководителей IT-компаний.
Опрос проводился в период с 5 по 15 сентября 2022 года. В Venta отметили, что после объявления частичной мобилизации, число IT-специалистов, желающих покинуть Россию, возрастет.
Рынок разработки игр «находится в панике», обрисовал ситуацию другой источник издания: большая часть сотрудников не может получить бронь даже теоретически. Одними из критериев для получения брони являются профильное образование и работа по специальности. Весь менеджмент, художники и гейм-дизайнеры находятся в зоне риска. Если ранее студии относились с пониманием к желанию ряда сотрудников работать из России, то теперь ситуация развернулась на 180 градусов. «Оставить сотрудников в стране — значит смириться с тем, что кого-то заберут и ты останешься с кадровой дырой», — пояснил источник.
Сейчас сформировалось два потока покидающих страну разработчиков игр. Первый — оставшиеся в стране сотрудники студий, которые после 24 февраля перенесли свой бизнес за рубеж, но откладывали свой отъезд из России по личным причинам. Второй — специалисты, начавшие получать предложения от западных разработчиков. В России сейчас работают несколько известных HR, предлагающих трудоустройство за границей в компаниях, которые ранее не хотели брать русских, но сейчас под эгидой побега от мобилизации изменили свое решение.
Одновременно релоцируются и российские игроки. Они переезжают с облачных игровых сервисов на локальные копии на дисках. После начала военных действий в Украине ведущие мировые онлайн-продавцы компьютерных игр и игровых консолей заявили о прекращении или приостановке работы своих сервисов и продаже оборудования: Sony, Microsoft и Nintendo больше не поставляют свои игровые приставки на российский рынок и отключили возможность онлайн-покупки новых игрушек. Их примеру последовала и компания Valve, которая закрыла для россиян основные способы оплаты на своей платформе Steam — карты Visa, MasterCard и «Мир».
Следствием ограничений со стороны зарубежных игровых сервисов стал рост продаж игр на физических носителях в России. За прошедшие восемь месяцев, рынок коробочных версий игр для консолей и ПК продемонстрировал количественный рост на 10%, его объем составил 1,1 млн штук, рассказал «Ведомостям» представитель «М.видео-Эльдорадо». В компании ожидают дальнейший рост направления. По словам представителя торговой сети, этому будут способствовать традиционный осенний выход новых игр и новогодние праздники, когда растет спрос на подарки. Еще больше выросли продажи игр на дисках у маркетплейсов. Представитель Ozon рассказал изданию о трехкратном росте продаж консольных игр в 2022 году по сравнению с 2021 годом. В Wildberries сообщили, что продажа коробочных игр выросла на 146% год к году.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Реклама в играх значит для маркетинга все больше, уже наравне с продвижением в онлайн-видео, уступая только социальным медиа. Объем американского рынка рекламы в видеоиграх увеличился с $5 млрд в 2022 году до $7,5 млрд 2023-м (+50%), в 2027-м он вырастет до $11,5 млрд. 40% рекламодателей увеличат инвестиции в этот медиасегмент в 2024 году, 79% считают процесс закупки рекламы в играх относительно простым, а 66% заявляют о ее положительных свойствах для увеличения продаж.
На прошедшей в Сан-Франциско конференции разработчиков игр GDC студии представили внутриигровых персонажей с искусственным интеллектом и новый движок Unreal Engine 5.4 с ультрареалистичной детализацией. Но общий восторг был омрачен стагнацией в мировой гейминговой индустрии и продолжающимися сокращениями. Российский рынок компьютерных игр в 2023 году оправился от ухода западных игр и показывает признаки роста, впрочем, проигрывая по объемам показателям 2021 года.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы