Проект «закона о маркетплейсах», поступивший в Госдуму в начале апреля и предполагающий жесткое регулирование интернет-агрегаторов, был встречен главными игроками рынка в штыки. Сначала им не понравилось, что законопроект разрабатывался без их участия. Теперь, ознакомившись с текстом документа, e-com собрал свои замечания и изложил их в письмах, направленных главам Госдумы и Совета федерации от имени отраслевых ассоциаций. Большинство предложенных норм категорически не устраивает бизнесменов. Например, они выступают против ограничения комиссии маркетплейсов и запрета взимания с покупателей платы за возврат товар. Если учесть все e-com-пожелания, то закон можно и не принимать.
Депутат Горелкин сделал скидку покупателям «Авито»
Нидерландская компания Prosus, владеющая самым популярным сайтом с объявлениями (классифайдов) на территории России «Авито», ведет переговоры о продаже сервиса сразу с двумя претендентами: медиахолдингом VK и структурами, связанными с миллиардером Владимиром Потаниным (2-е место в списке Forbes).
Prosus выставила «Авито» на продажу еще в мае. Кроме него компания может реализовать свою долю в VK в размере 25,7%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на Bloomberg. В самих «Авито» и VK изданию отказали в комментариях, официально не комментировали переговоры и в Prosus и в «Интерросе» Владимира Потанина.
Эксперты оценивают возможную сделку в диапазоне от 67 млрд до 100 млрд рублей. Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин при этом указывает, что до начала военных действий в Украине подобный актив мог бы стоить 500-600 млрд рублей. «Однако с учетом принятия закона Антона Горелкина, регулирующего рынок классифайдов, стоимость компании может составить не более чем 100 млрд рублей», — добавляет он.
Закон об ограничении максимальной доли иностранного владения в сервисах бесплатных объявлений с ежемесячной аудиторией более 10 млн человек, получивший свое название по имени депутата от «Единой России» Антона Горелкина, был внесен в Госдуму 10 июня. Как объяснял сам парламентарий, цель закона — «приземлить» классифайды в России, по тому же принципу, что работает «приземление» иностранных IT-компаний. Напомним, по закону зарубежные IT-гиганты обязаны открывать официальные представительства в России, а также создавать мощности для хранения персональных данных пользователей из России на территории страны.
Как считает аналитик «Финам» Леонид Делицын, VK интересуется «Авито», поскольку «традиционно не слишком успешен в создании собственных сервисов, но удачлив в приобретении сторонних активов». А структуры Владимира Потанина площадка может заинтересовать как крупнейшая С2С платформа в связи с приобретением банка «Тинькофф». По оценке аналитика, «Авито» может стоить около 67 млрд рублей.
В марте стало известно о выделении «Авито» из OLX Group в отдельную компанию, со 100-процентным владением Prosus. Тогда же нидерландский холдинг объявил о продаже актива, но, как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, рассматривается также частичная продажа или даже IPO.
10 июня депутат от партии «Единая Россия» Антон Горелкин внес законопроект о внесении изменений в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Предлагаемые изменения касаются деятельности досок объявлений (классифайдов) с объемом аудитории более 10 млн пользователей в месяц.
Главным в предлагаемом законопроекте является ограничение доли иностранного участия в подобных сервисах. Ее предлагается ограничить 20%. Основным владельцем сервиса должно быть российское юридическое или физическое лицо.
Другие изменения, предлагаемые депутатом, устанавливают новые обязанности сервисов объявлений:
- не допускать использование сайта в противоправных целях и и с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан;
- соблюдать запреты и ограничения, предусмотренных законодательством о референдуме и выборах;
- соблюдать права и интересы граждан и организаций;
- опубликовать адрес электронной почты для юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физлица) или наименование (для юрлица);
- установить единый измеритель аудитории;
- обеспечить интеграцию и взаимодействие сервиса размещения объявлений с единой системой идентификации и аутентификации и единым порталом государственных и муниципальных услуг.
Лучшее в блогах
Вам понравится
В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.
Сегодня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект о продлении на десять лет договоров операторам наружной рекламы. По сравнению с первым чтением в текст внесли две значимых поправки: операторов-должников лишили права на пролонгацию, а максимальный срок продления договоров ограничили декабрем 2034 года.
Электронная доска объявлений №1 в мире «Авито» запустила раздел в формате классических маркетплейсов и начинает продавать новые и «почти новые» товары. В основе ассортимента раздела «Авито Молл» – ключевые потребительские категории: одежда, обувь и аксессуары, электроника, запчасти, мебель и товары для дома, товары для детей и игрушки. У классифайда хорошие шансы получить заметную долю на рынке маркетплейсов за счет огромного трафика и сформировавшейся базы продавцов. Единственное, что может помешать новому проекту – позиционирование, которого компания придерживается с момента основания: люди привыкли считать «Авито» барахолкой, на которой продают старые вещи.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы