Анализ конкурентов. Часть 2. Сложные рынки (в2в)
Развитие бизнеса в сложных и узких в2в сегментах рынка зачастую строится на давно сложившихся представлениях руководства о том как работает рынок, какие подходы эффективны, что нужно клиентам. Если на старте бизнеса это видение может быть вполне верным и подход оправданным, то постепенно этот старый подход начинает тормозить развитие бизнеса и снижать его эффективность.
В этих условиях может помочь маркетинговое исследование конкурентной среды и отстройка от конкурентов. Рекомендуем использовать следующий многоэтапный подход, включающий не только исследования, но и разработку и реализацию маркетинговой стратегии.
Этап 1: Определение цели исследования
Результаты: четкое понимание целей исследования, например, идентификация основных конкурентов, анализ их продуктов, маркетинговых и коммуникационных стратегий.
Этап 2: Сбор и анализ вторичной информации (кабинетное исследование)
-
Анализ рынка. Изучение доступных отчетов, публикаций и исследований рынка.
-
Анализ конкурентов:
-
Выявление ключевых игроков в индустрии, изучение их предложений, ценовой политики, целевой аудитории и уникальных торговых предложений (УТП).
-
SWOT-анализ. Сильные и слабые стороны. Возможности и угрозы.
Результаты: составление списка основных конкурентов и их характеристик. Анализ своего положения на рынке и корректировка стратегий для повышения конкурентоспособности.
Этап 3: Сбор первичной информации (качественные, количественные и другие виды ad hoc исследований)
-
Качественные исследования (интервью). Изучение привычек пользования в категории потенциальной целевой аудитории (ЦА), проверка гипотез, сбор инсайтов, описание этапов пользования услугами/ продуктами и выявление болей / потребностей на каждом этапе.
-
Количественные исследования (опросы). Верификация полученных данных.
-
Тайный закупщик. Запрос коммерческих предложений у конкурентов под видом закупки услуг для своего бизнеса.
Результаты: глубокое понимание потребностей и поведения ЦА, их отношения к конкурентам. Выявление сильных и слабых сторон в предложениях конкурентов.
Этап 4: Разработка маркетинговой стратегии
-
Продукт. Определение характеристик и уникальных преимуществ вашего продукта.
-
Ценовая политика. Установление конкурентоспособной цены на основе анализа рынка.
-
Продвижение. Определение каналов продвижения наиболее эффективных для вашей ЦА.
Результаты: четкая и обоснованная маркетинговая стратегия для запуска продукта.
Этап 5: Запуск продукта и мониторинг результатов
-
Запуск продукта. Осуществление маркетинговых активностей на основе разработанной стратегии.
-
Оценка эффективности стратегии. Отслеживание результатов и оценка эффективности стратегии, получение обратной связи.
Результаты: анализ успешности запуска и понимание корректировок, которые необходимо внести для достижения целей бизнеса.
Этап 6. Регулярный мониторинг и совершенствование продукта
-
На основе собранной информации и проведенного анализа, разработка плана действий для дальнейшего улучшения продукта и маркетинговой поддержки.
-
Регулярное обновление информации о конкурентном окружении и ситуации на рынке, чтобы поддерживать конкурентоспособность.
Реализация этого многоэтапного подхода поможет глубже понять рынок, определить и изучить ваше конкурентное окружение и успешно отстроиться от него, заняв правильную нишу. Специалисты компании ResearchView могут помочь вам в этом.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Главное об индустрии — в одном издании. Опубликована цифровая версия Журнала НРФ’9 — отраслевого издания о российском рекламном и медийном рынке, приуроченного к Национальному рекламному форуму. Новый выпуск фокусируется на ключевых вызовах индустрии и предлагает прикладные ориентиры для бизнеса, работающего в условиях стремительной трансформации.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана