Александр Алексеев о сути работы дизайнера и о том, что приводит к известности
Президент российского клуба арт-директоров Александр Алексеев стал героем подкаста Design Brief.
О проекте
Design Brief — это подкаст про дизайн и о людях в нем. Здесь говорят о безграничных возможностях дизайна во всех его проявлениях, а главное — о людях, которые его создают. Как считает команда проекта, «каждый отличный дизайн начинается с еще лучшей истории». Ведущие подкаста — Арина Галстян, старший дизайнер SIMPLA STUDIO, и Лена Филиппова, 3D-дизайнер и дизайнер временных конструкций.
Первый выпуск нового сезона был посвящен поискам профессиональной мотивации и рабочим ценностям.
«Просто так красиво не бывает»
Чтобы разобраться в поисках мотивации, дизайнер должен четко понимать, чем он занимается.
Александр Алексеев считает, что в основе деятельности лежит дизайн отношений или построение взаимозависимости. Специалист должен понимать, как он может повлиять на человека и постараться сделать что-то полезное для него. По мнению Александра, когда люди видят ценность, они готовы этим пользоваться и за это платить, соответственно, это приводит к росту гонорара.
Дизайн — это визуальная коммуникация, направленная на создание впечатления. Очень распространенная фраза многих заказчиков: «ну вот сделайте красиво». Именно в этот момент, как рассказывает Александр, важно почувствовать мотивацию, потому что «красиво» должно быть с определенной целью и для кого-то.
Понимание всех этих базовых, на первый взгляд вещей, приводит к осознанию минимальной мотивации, которую каждый дизайнер может для себя выстроить, чтобы понять, зачем он в этом бизнесе вообще работает.
Существует много причин выбора рода занятий: личные, коммерческие, семейные и др. Но у человека всегда должно быть ощущение ценности собственной профессии, потому что здесь кроется общая мотивация.
Чем занимаемся мы, коммуникационные дизайнеры и рекламисты? Мы можем поправить ситуацию через считанные нажатия кнопок, понимаете до чего это дошло? Спасибо OpenAI. Понимаете, это же классно, что мы можем чуть-чуть вот здесь допридумать, сказать слово, и бах, загрузилось. У кого-то поднялось настроение, а может быть, кто-то и спас жизнь. Избегая пафоса, повысил качество жизни человека. Будьте счастливы тем, что в состоянии быстрее изменить мир хоть в чем-то.
Александр Алексеев
Президент российского клуба арт-директоров
Как создать спрос на то, чем вы занимаетесь?
Деньги — это материальная оценка любого специалиста. Их количество всегда возрастает, если растет спрос на услуги профессионала.
В ходе подкаста Александр поделился инструментом, который помогает создать / увеличить спрос на то, чем дизайнер занимается — продвижение внутри сообщества.
Сейчас многие активно осваивают социальные сети как способ транслировать собственную экспертизу, однако, профессиональные конкурсы более универсальны: они помогают строить личный бренд, продвигать проекты команды. Здесь совершенно другая механика, необремененная количеством лайков, подписчиков и контент-планированием.
Изначально, участие в конкурсах — не расходы, а инвестиции в портфолио и новых клиентов.
Как с любым предприятием, мы же понимаем, что без инвестиций ты не сдвинешься с места. И это один из триггеров, который дает движущую силу. Если ты хочешь быть заметным через профессиональное сообщество для клиентов, заплати за участие в конкурсе. Так что это инвестиция. Работайте на нее.
Александр Алексеев
Президент российского клуба арт-директоров
Планируя подачу кейса, важно понимать ценность премии или фестиваля. ADCR Awards — это как раз тот конкурс, который поможет продвинуться в сообществе, потому что одни профессионалы присуждают награды другим.
Что такое «Клуб арт-директоров»? Мы выбираем лучшие работы, мы прославляем тех, кто эти лучшие работы сделал, а это еще одна мотивация, минуту славы никто не отнимал.
Александр Алексеев
Президент российского клуба арт-директоров
Таким образом, ваши клиенты будут вам платить больше, а новые — лучше. Как полагает президент Клуба арт-директоров, внутри конкурса есть замотивированный пул агентств, понимающих, что победа на конкурсе позволит больше заработать денег или набрать команду получше или дольше ее удержать.
В подкасте Александр озвучил комментарий, который адресован в адрес скептиков конкурса.
Нас все обвиняют в междусобойчике. Я не вижу в этом ничего плохого, потому что, а с кем еще это обсуждать, как не между собой? И кто эти междусобойные? Те, кто выиграл конкурс в прошлом году, и в позапрошлом и год назад. Кто победил — тот и входит в жюри, это его ответственность и большая роль выделить на следующий год те работы, которые оказались лучше, чем другие.
Александр Алексеев
Президент российского клуба арт-директоров
Александр отметил, что далеко не все могут решиться на участие в конкурсах в силу разных барьеров. Самый распространенный — комплекс самозванца, с которым надо бороться, как с прокрастинацией. Здесь важно взять ответственность за себя и создать кейс, который смог бы выгодно вас продать.
Мотивация участвовать в конкурсе = мотивация развить себя.
Каждая команда должна мотивировать своих участников к тому, чтобы они прогрессировали и развивались. Для многих агентств награды являются частью мотивации всех сотрудников.
Если команда занимается конкурсами — это мотивация для того, чтобы там работать, потому что ты становишься заметнее за счет этой студии. Со стороны это выглядит так: «Где ты работал? Вот там?! Ой, я ее знаю, это крутая студия. Ну, надеемся, что и ты тоже что-то для нее сделал, чтобы победить».
Александр Алексеев
Президент российского клуба арт-директоров
Важно понимать, что драйвер для самого руководителя или владельца студии команды — удерживать людей и привлекать лучших. При этом не нужно бояться текучки кадров, если «они выиграли несколько наград, потому что на пороге стоят и стучат в двери другие», не менее перспективные и амбициозные.
Я, в свое время, как начинающий креативный директор, убивался на короткие минуты депрессии, когда сотрудники говорили: «Саша, я пойду работать в другое агентство, потому что…». Причем, конечно, меня интересовало почему. Я сначала сокрушался: ну как же так? Потом, конечно, мы приходим к простому выводу, что это же позволяет другим талантам подняться и развиться. Отпускайте, уважаемые креативные лидеры, своих талантливых сотрудников. Дайте место другим. Их много, в том числе, талантливых студентов, которые понимают дизайн и рекламу. Поверьте, не меньше, а может быть, уже больше вашего. Хотя бы потому, что они живут в этом мире здесь и сейчас.
Александр Алексеев
Президент российского клуба арт-директоров
Природа мотивации: от страха до кнута и пряника
Являясь преподавателем Школы Дизайна НИУ ВШЭ и креативным директором, в силу специфики своего стажа и опыта, Александр Алексеев очень хорошо знает, как устроена душевная организация людей креативной индустрии.
Арт-директор заставляет и мотивирует команду на работу. Что думает Александр Алексеев о стиле управления и воздействия на команду?
Например, со студентами и с карьерно устремленной молодежью можно выстроить работу через преодоление внутренней неуверенности. Как рассказал в ходе выпуска Александр, страх тоже мотивация. Здесь в качестве примера, президент Клуба арт-директоров России приводит профессиональный путь Оливьеро Тоскани и его проекты для бренда Benetton. В одном из рассказов для D&AD фотограф признался, что он боялся сделать что-то посредственное. «Такой страх является очень плодотворным, он заставляет бежать и работать лучше».
Тревоги и переживания есть и у более зрелых специалистов. Право на боязнь конкуренции такое же естественное как, к примеру, проявление испуга, и общение. Сейчас это еще более заметно прослеживается на фоне популярности искусственного интеллекта, потому что каждый креатор — «воин в своем поле».
Возьми лэптоп, заряди фигму, найди несколько плагинчиков и хороших ресурсов, потренируй своего бота с искусственным интеллектом, и вот ты уже делаешь вещи лучше многих, но все равно найдётся тот, кто все равно в этом процессе может сделать лучше, чем пресловутый ИИ или ты сам.
Александр Алексеев
Президент российского клуба арт-директоров
Именно поэтому Александр предлагает перестать смотреть на коллег по дизайн-цеху как на конкурентов, а открыть для себя новую стратегию лидерства — сотрудничество. Открытость к другим людям и взаимодействие с теми, кто может вас научить чему-то новому приведет вас к желаемому успеху и результатам. Homo Sapiens прогрессирует только как социальное существо.
Сочетания жестких и вдохновляющих слов не всегда проявляются в одном и том же человеке. Работать можно и с теми, и с другими, так как каждый выбирает по себе.
Модель управления «Гонка за лидером» является спортивной. Она позволяет креатору развить скорость выше, быстрее выйти на его позицию. Здесь тебе могут помочь тебя продать клиенту, встрять в скучный и бесполезный разговор с менеджментом. Если арт-директор этого не делает и сливает всю ответственность на рядового сотрудника — не очень удачный лидер.
Александр Алексеев подчеркивает, что если вам не нравится ваша модель взаимоотношений с арт-директором, скорее уходите, потому что это токсично для вас. Найдите другую мотивацию, потому что всегда есть другие люди.
О ценности общения
Общение с симпатичными людьми — это удовольствие. Говорить на профессиональные темы, но человеческим, сленговым языком очень важно для того, чтобы ты понял, что ты не один с такими ценностями. Я, например, обожаю церемонии награждения ADCR Awards, потому что я там столько знакомых вижу, которые в реальной жизни давно не встречал, а еще же помните был, перерыв неприятный, когда вообще все друг друга только на экранах видели.
Настройтесь на просмотр подкаста целиком!
Как рейтинг Креативности АКАР интегрируется в тендеры?
В чем успех Дизайн-выходных?
Что такое HSE Creative Open и какие задачи помогает решать проект?
Советы дизайнерам и многое другое для вашего вдохновения.
Конкурс ADCR Awards ждет вас!
Вы дизайнер или рекламный креатор? Чувствуете, что готовы к новым достижениям? Хотите получить свою заслуженную награду? Все подробности на сайте: https://awards.artdirectorsclub.ru