Кейсы провалов в SMM и PR: учимся на чужих ошибках
SMM и PR-специалисты постоянно находятся под давлением необходимости создавать контент, который не только привлечет внимание аудитории, но и будет этичным, уместным и безопасным с точки зрения репутации бренда.
Учитывайте контекст
Только ленивый не обсудил провал компании Pims, которая выпустила провокационные ролики. Где на девушку нападают, а посетители кофейни вместо помощи ей, снимают все на видео. Казалось бы, шума они наделали много, но какой осадочек остался. Вот в чем вопрос. Узнали об этой компании, которая продает бабл-чай на любителя, а также коктейльчики для зумеров, в регионах. Но сомнительно, что эта популярность выручку увеличит. А вот кейс, как делать не надо, получился.
Ошибка. Не учли контекст. Тема насилия над женщинами сейчас остро стоит в стране. И когда появляется ролик, в котором девушку обыскивают, применяют к ней силу, при этом ничего не объясняется, это вызывает негатив. Обвинения в сексизме — одни из жестких.
Как избежать? Когда продвигаете креатив, не забывайте о репутации. Не каждый сможет пройти по лезвию ножа и не упасть. Черный пиар — сейчас вдвойне опасен. Если о бренде говорят плохо, его не будет в поисковой выдаче. Клиенты формируют мнение на основе общей картины в соцсетях, на сайтах с отзывами, по публикациям в СМИ.
Аккуратно выбирайте объект шуток
Креатив одного из застройщиков в 2024 году вызвал недоумение и негодование. Объектом шутки в ролике были выбраны люди с особенностями здоровья. Слоган «Для семьи любого размера» говорил не о количестве человек в семье, а об их реальном размере. В рекламном ролике с Сергеем Буруновым снялись карлики, причем в нелепой сценке. Ошибка. Юмор должен объединять. В случае этого ролика он наоборот возмущает и даже злит.
Как избежать? Стоит внимательно посмотреть соответствует ли идея tone of voice компании. Позитивный ли образ создается? Юмор не направлен против кого-то? Это важные вопросы, которые помогают понять, какой оттенок будет иметь реклама или кампания. Если есть сомнения, собрать фокус-группу.
Говорите четче
Реклама кроссовера Bestune Т90 завирусилась зимой этого года. Была ли она провальной сказать трудно. Но то, что пришлось переозвучить, это точно. Зато по признанию бренда узнаваемость взлетела до небес, в том числе благодаря мемам.
Ошибка. Про нее рассказал актер озвучки. Оказалось, что на профессиональной технике все звучало отлично, а на обычных динамиках тв и смартфонов Bestune превратился в матерное слово.
Как избежать? Такие огрешности бывают, главное правильно с самоиронией на них отреагировать и быстро выпустить правильный вариант рекламы, поста, баннера.
Не посягайте на скрепы, на памятные даты и праздники
Один из громких скандалов, который произошел в этом году, вызвал недоумение и удивление. Модный бренд одежды опубликовал пост о работе магазина в дни репетиции и парада Победы. В нем была приписка, которую в обществе поняли так, что мероприятия мешают работать заведению. Основателей компании обвинили в «русофобии», в неуважении к ветеранам Великой Отечественной войны. Быстро на платформах с отзывами компания получила массу негативных сообщений, которые уронили рейтинг до отрицательных значений.
Ошибка. День Победы — один из главных праздников в России. Не случайно поется в песне, что это праздник со слезами на глазах. В современной обстановке любое неуважительное, пренебрежительное высказывание в его адрес воспринимается остро. Даже если впрямую ничего не сказано.
Как избежать? Бренд одежды повел себя после произошедшего немного не верно. В канале появилось извинение, оправдание. Компания попыталась объяснить, почему так выразилась, что были раздосадованы, что сотрудникам и клиентам приходится терпеть неудобства. Но извинения никто уже не хотел слушать. Тогда бренд выпустил футболку с триколором. И это вызвало отрицательный эффект, потому что выглядело, как «черная извинительная водолазка».
Нужно заранее прорабатывать кризисные действия. Особенно если любите играть с огнем и острым креативом, хотите плыть против течения. Нельзя сначала, поднять волну негатива, а потом задобрить публику подарками.
Сергей ВайнбрандОснователь коммуникационного агентства Wainbrand Partners
Лучшее в блогах
Вам понравится
Все чаще рынок обсуждает не показы и клики, а внимание. У многих рекламных платформ уже появились собственные attention-метрики, но вместе с трендом пришли и вопросы доверия: как их верифицировать, с чем сравнивать и насколько корректно сопоставлять разные форматы между собой. Наталия Фролова, СЕО и Сооснователь VOX, рассказывает, почему одной «видимости» мало и что делать, чтобы платить не за формально видимое, а за увиденное и запомненное.
Клиентская база — это не просто список контактов, а фундамент и главный актив любого онлайн-бизнеса, основной источник стабильного дохода и роста. Однако просто собрать базу недостаточно — ею нужно грамотно управлять, постоянно привлекать новых подписчиков и, что самое важное, надёжно сохранять уже наработанные связи.
В условиях растущей стоимости трафика работа с аудиторией становится критически важным навыком.
Разобрали ключевые аспекты этого процесса: от стратегий наращивания и безопасного хранения данных до глубокой сегментации и современных механик монетизации, которые помогут вам превратить базу в мощный двигатель вашего бизнеса.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана