Как домовой чат превратился в 563 пользователя за 6 дней: делаем бота «Тайный Санта»
Но потом я подумал: если уже делать — надо делать нормально. Не только для соседей, а для всех. Чтобы можно было создавать несколько игр одновременно: одну для коллег, другую для семьи, третью для друзей.
Планировал два дня. Получилось пятнадцать
Техническая часть выглядела несложно: PuzzleBot для конструктора бота, NocoDB как база данных. На конструкторах довольно сложно строить парные активности, где нужно связывать двух и более пользователей. Но PuzzleBot позволяет отправлять запросы к другим серверам, поэтому на Puzzle реализовал все основные команды: приветствие, условия, создание игры, а саму реферальную механику сделал на своём сервере — я выбрал автоматизатор Make.
Первая проблема — жеребьёвка. Нужно было случайно перемешать участников так, чтобы никто не дарил сам себе и ни у кого не было дублей и каждый получил своего подопечного. В Make не оказалось встроенной функции перемешивания массива, поэтому пришлось городить конструкцию из итераторов, агрегаторов и HTTP-запросов.
Пользователь нажимает одну кнопочку «Жеребьёвка», а под капотом 13 действий, которые начинают игру
Вторая проблема — динамические кнопки. Когда пользователь нажимает «Мои игры», бот должен вытащить из базы данных названия игр и подставить их в кнопки. При этом кнопок должно быть ровно столько, сколько игр. Звучит очевидно, но конструктор не выводит динамический результат, только статика. В итоге реализация потребовала цепочку из запросов к двум таблицам, итератора, текстового агрегатора и правильной фильтрации.
Если нажать на игру, пользователь увидит, что его подопечный просил передать Санте, а также создателя игры и всех остальных участников этой игры.
И тут вылез баг: если у пользователя нет ни одной игры, он видел вообще все созданные игры, которые есть в базе данных, потому что пустой фильтр возвращал всё подряд. Починили добавлением проверки на пустой массив.
Если массив приходит пустой, то Make отправляет пользователя на ветку с таким сообщением
Пользователи начали приходить раньше, чем бот заработал
Я сделал одну вещь правильно — дал боту актуальное сезонное название до того, как он начал работать, и люди начали находить его в поиске Telegram. Сами, без рекламы.
Это было неожиданно. Обычно ты делаешь продукт, а потом объясняешь людям, зачем он нужен и как им пользоваться. А тут люди уже искали решение — и находили моего бота. Вот что значит делать востребованный продукт в актуальное время, а не то, что хочется самому, а потом объяснять другим, почему им это нужно. Это боль любого предпринимателя или продакта 🙂
В итоге приходилось писать пользователям в личку, извиняться, объяснять, что запуск завтра. А когда запустили жеребьёвку, функция отправки результатов заработала только на следующий день. Первым участникам я вручную писал, кто для кого Санта.
563 пользователя за 6 дней после запуска
Хотя совсем без продвижения не обошлось. Я добавил бота в каталоги Telegram-ботов, опубликовал анонс в своих каналах и закинул в сторис в Телеге. Базовые вещи, которые занимают час.
Но основной поток шёл именно из поиска — люди сами искали «тайный санта» в Telegram и находили бота. Причём до запуска бота он назывался «Тайный санта | Играть», но после запуска бота я пошёл в Вордстат и увидел, что «Тайный Санта Онлайн» ищут в 10 раз больше, и поменял слово — и люди перестали приходить! В итоге вернул «Тайный Санта | Играть онлайн», и трафик восстановился.
Что умеет бот
-
Админит несколько игр одновременно для одного пользователя
-
Приглашает участников по ссылке (кастомная рефералка)
-
Автоматическая анонимная жеребьёвка
-
Участники могут указать пожелания к подарку и адрес доставки
-
Уведомления всем участникам о результатах
Бот полностью бесплатный. Навсегда. Это не лид-магнит и не пробная версия, а просто бот для Тайного Санты. Возможно в будущем добавлю обязательную подписку на канал, но это только после того как ежемесячно превысит 10 тыс пользователей.
Что дальше
Сезон Тайного Санты короткий — пара недель в декабре. В этом году бот работает как есть. А в ноябре 2026 вернёмся к нему с доработками: меня лично не устраивает, что люди не умеют играть в Тайного Санту! Все почему-то думают, что нужно купить подарок, потом собраться всем вместе и дарить — это же скучно.
Смысл Тайного Санты в том, что ты в течение всего срока игры получаешь небольшие подарки и пытаешься угадать, кто твой Санта, а потом все вскрываются. Тайный Санта — это про интригу, а не про подарки. Поэтому в следующем году я планирую развести пользователей на 2 разные механики.
Играйте в Тайного Санту с нашим ботом и приходите за играми для бизнеса
Мы в агентстве «Климент Контент» делаем ботов для бизнеса. Игры, квесты и интерактивы — всё, что можно собрать в Telegram. Если вам нужен бот, который будет не просто отвечать на вопросы, а вовлекать аудиторию — напишите нам.
Климент Лысенко Основатель агентства «Климент Контент»
Лучшее в блогах
Вам понравится
Холдинг ON Медиа (ранее – МТС Медиа) и Национальный центр исторической памяти при президенте РФ подписали соглашение о сотрудничестве. Его ключевым направлением станет создание медиапродуктов на историческую тематику.
Большинство рекламодателей в России до сих пор переплачивают 20% сверху бюджета в Яндекс.Директ просто потому, что оплачивают рекламу напрямую как российское юрлицо или ИП.
Для малого и среднего бизнеса это превращается в ощутимую потерю маржинальности: например, при бюджете 300 000 ₽ в месяц вы фактически отдаёте ещё 60 000 ₽ только из-за НДС.
При бюджете 1 млн ₽ переплата уже составляет 200 000 ₽ и это деньги, которые можно было вложить в дополнительные показы и заявки.
Но есть легальные способы оптимизировать расходы и избавить рекламный бюджет от лишних 20%.
Ниже — разбор вариантов, которые применяются в практике агентств и компаний, работающих с несколькими юрисдикциями.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана