ADPASS рекомендует материал к прочтению
Ботфактор
20.01.2025, 08:40

Как бороться со скликиванием в Яндекс Директ: 5 рабочих стратегий

В этой статье я расскажу, что такое скликивание и как оно влияет на бизнес, а также приведу пять рабочих стратегий, которые помогут защитить вашу рекламу от ботов.

Проблема скликивания

Цифровая реклама — это инвестиция в развитие бизнеса с мгновенным результатом. В отличие от SEO она призвана здесь и сейчас продвигать товары и услуги компании, привлекать внимание целевой аудитории, повышать узнаваемость бренда и увеличивать продажи.

Однако цифровой фрод в целом, и скликивание в частности, могут испортить любые планы маркетологов, внести хаос в маркетинговые кампании и лишить бизнес потенциальных клиентов, прибыли и масштабирования.

К примеру, по подсчетам специалистов отечественного сервиса антифрода Botfaqtor, российские рекламодатели теряют порядка 1 млрд рублей ежедневно из-за скликивания рекламы. Это деньги, которые можно бы было вложить в продвижение компании через другие каналы продаж и увеличение доли присутствия на рынке.

5 лучших стратегий для блокировки ботов и скликивателей в Директе

Вот пять эффективных стратегий, которые помогут рекламодателям бороться с фродом в рекламных кампаниях Яндекс Директ. Результатом может стать сокращение доли недействительного трафика, экономия бюджета, снижение стоимости достижения цели.

№1 — Работа с сегментами

Вы можете отключить показ рекламы для определенных сегментов пользователей. Для этого необходимо предварительно проанализировать рекламный трафик из Яндекс Директ, а также собрать ClientID из Метрики. При анализе статистики смотреть стоит на следующие показатели:

  • количество заходов на сайт;

  • отказы. Чем больше показатель отказов и частотнее количество визитов, тем выше вероятность скликивания;

  • конверсия. Если много кликов, но низкая конверсия — либо некорректно настроена посадочная страница, либо мошенники накручивают клики по рекламе. Может быть и обратная ситуация, когда пользователь перешел по рекламе и сразу отправил заявку — реальные посетители так сделать не могут, и, вероятнее всего, процесс автоматизирован.

Чем тщательнее и глубже вы проведете анализ трафика, тем выше шансы на успех в борьбе с фродом. При анализе трафика также можно обращать внимание на поведение пользователей на сайте (через Вебвизор), смотреть карту кликов, скрола, глубину просмотра, геоположение и другое.

Например, с помощью формирования сегментов можно отключить показ рекламы для пользователей, которые посетили сайт более 5 раз и не совершили никаких конверсионных действий.

Что делать

1. Ищем ClientID, если будем создавать сегмент на основе него. Яндекс Метрика автоматически присваивает ClientID каждому уникальному посетителю сайта. Поэтому:

  1. Перейдите в Метрику — «Отчеты» — «Общее число визитов» (можно другой отчет, где собирается ClientID).

  2. Под графиками нажмите «Группировки».

  3. В появившемся окне пролистайте фильтр до блока «Аудитории» и поставьте галочку рядом с параметром ClientID.

Вы увидите отчет по трафику. Смотрим на значения в колонках «Визиты», «Отказы».

Или анализируем другие параметры и добавляем их в условия отчета: конверсии, гео, устройства и другое.

Далее в этом же отчете, над графиком, нажимаем на + рядом с параметром «Визиты, в которых» и/или «для людей, у которых». Выбираем нужные параметры, на основе которых нужно сформировать сегмент. Например, «Характеристики» — «ClientID» — в этом случае прописываем в поле собранные ID. Параметры могут быть другими и зависят от собранных вами данных.

Теперь мы можем создать сегмент. Для этого над графиком нажимаем на «Сегмент: 1 условие» (количество условий зависит от заданных вами параметров) и выбираем «Сохранить как сегмент».

Далее вам нужно перейти в настройки рекламной кампании и в дополнительных параметрах, в блоке «Корректировки», добавить собранный сегмент с корректировкой показов «-100%».

Обратите внимание, что данная стратегия может не сработать в тех тематиках, где требуется быстрое принятие решений (например, эвакуатор). В этом случае посетители принимают решение быстро, могут вести себя хаотично и нестандартно. Также не получится собрать фродовый трафик по ClientID, если бот или скликиватель меняют браузеры или его параметры — в этом случае идентификаторы будут разными.

№2 — Ретаргет на «чистую» аудиторию

Ретаргетинг на определенные аудитории — это способ борьбы с фродовым трафиком в Яндекс Директ с помощью настройки показов рекламы интересующим вас пользователям.

Что делать

Аналогичным образом, как описано в стратегии №1, создайте сегменты аудитории на основе анализа трафика. Ищите пользователей с подозрительными показателями визита. Добавьте этот сегмент в исключения при настройке ретаргета. Таким образом вы сможете сократить количество показов рекламы нецелевой аудитории.

№3 — «Чистка» площадок

Рекламная сеть Яндекса составляет 99% всего инвентаря в Рунете. Каждый месяц рекламу Директа видят более 57 млн человек. Объявления размещаются в поиске и мобильных приложениях, на сайтах, порталах и проектах самого Яндекса. Все они приводят разный по качеству трафик — как целевых, так и нецелевых посетителей, в том числе ботов.

Есть площадки, которые целенаправленно генерируют автоматизированный трафик для завышения своих выплат по рекламе. Такие недействительные клики быстро «съедают» рекламный бюджет. Еще хуже, если владелец целой группы сайтов, подключенных к РСЯ, использует ботнеты.

Что делать

Вам нужно собрать статистику рекламной кампании на стороне Яндекс Директ. Для этого:

  1. Выберите рекламную кампанию.

  2. Перейдите в раздел «Статистика».

  3. В появившемся окне выберите «По площадкам».

  4. Далее выберите период, за который хотите посмотреть статистику, цели, если нужно, и тип площадок.

  5. Нажмите «Показать».

В собранной статистике обратите внимание на следующие параметры: CTR, отказы, конверсия и целевые действия, расход бюджета. Высокий показатель кликабельности (CTR) и большой процент отказов, низкая конверсия (не всегда) могут свидетельствовать о том, что реклама подвергается бот-атаке и накрутке кликов. Тем более, если клики очень дешевые.

Вот пример статистики по трафику площадок одного из наших клиентов (из ЛК сервиса антифрода):

Площадки, которые не приводят реальный трафик из целевых клиентов, добавляем в стоп-лист. На одну рекламную кампанию можно добавить не более 1000 площадок.

№4 — Запуск новых кампаний

Стратегия подходит в том случае, если маркетолог уже находится в отчаянии. Довольно радикальная, однако рабочая в некоторых случаях.

Создав новые рекламные кампании, вы сможете отправите их обучаться заново, на других данных. Возможно, в этом случае показ объявлений будет другим и на других площадках — более качественных. Но есть и другая сторона вопроса: насколько быстро боты атакуют и её.

№5 — Подключение системы антифрода

Выше я описал стратегии борьбы с фродом в Яндекс Директ, которые можно выполнять вручную. Однако этот подход требует много времени, сил и знаний. Не всегда у рекламодателя есть ресурсы для решения этой проблемы таким способом, не говоря уже о том, что могут потребоваться услуги отдельного специалиста.

Вместо этого можно подключить уже готовое решение, которое автоматически будет обнаруживать бот-трафик из рекламы, определять фродовые профили и добавлять сегменты с ними в корректировку показов. Кроме того, сервис может анализировать трафик по ключевым словам, UTM-меткам и площадкам.

Вот пример статистики по трафику с площадок РСЯ одного из наших клиентов (в личном кабинете сервиса антифрода):

На 50 тыс. визитов (за месяц) только 14 тыс. являются целевыми. Объем нецелевых, подозрительных и ботовых составляет более 36 тыс. Боты и скликиватели были автоматически занесены в общий black-лист, а также в корректировку показов «-100%» в кампании данного клиента.

Существуют и другие способы борьбы с недействительным трафиком: блокировка по IP, установка капчи на сайт, проработка семантического ядра, отключение автотаргетинга и др. В комплексе они могут помочь снизить или смягчить фрод-атаки.

Бонус-стратегия

Также вы можете прибегнуть к еще одной стратегии и разделить кампании по параметрам, чтобы ориентировать их на разных пользователей. Например, одну кампанию таргетировать на аудиторию ПК, другую — на мобильные устройства. Или создать отдельно рекламу на пользователей до 35 лет, другую — после 35 лет. Аналогично можно и для регионов: Москва/Санкт-Петербург и т. д. В общем, использовать разные настройки.

Почему скликивание — это важно

Скликивание контекстной и таргетированной рекламы — это проблема для бизнеса. Незаметная, но опасная. Из-за него рекламодатели теряют клиентов и деньги, и объем ущерба показывает, что немалые.

  • Скликивание приводит к искусственному «раздуванию» рекламных бюджетов, снижению конверсии и потере целевой аудитории.

  • Боты умеют не только скликивать рекламу, но и генерировать фальшивые заявки на сайте. Если в качестве стратегии для своей рекламной кампании вы выбрали конверсии, обратите внимание на стоимость лидов и количество привлеченных клиентов в рамках вашего бюджета. Из-за фальшивых заявок в разы увеличивается стоимость конверсии.

Решить эту проблему можно самостоятельно или же с помощью автоматизированных инструментов защиты.

Например, у нас есть клиент, который до подключения системы антифрода ежемесячно получал из рекламы по 20–40 фальшивых заявок. Стоимость одного квалифицированного лида из Директа доходила до 140 тыс. рублей, то есть на привлечение 10–15 реальных заявок уходило 1,5 млн рублей. После подключения стоимость снизилась до 20 тыс. рублей. Система помогла исключить показ рекламы ботам и нашла некачественные площадки.

Надеюсь, эти стратегии будут вам полезны в борьбе с бот-трафиком за привлечение целевых клиентов из Яндекс Директ.


Больше интересных и полезных заметок о фроде и цифровой рекламе читайте в нашем Telegram-канале (с пятничными мемами).

Вам понравится

Веб-интегратор «Компот»
27.11.2025
Рекламное агентство IQ
26.11.2025
Платформа Антитренинги
11.11.2025