ADPASS рекомендует материал к прочтению
Веб-студия NADO
04.11.2025, 21:02

Как сделать аудит юзабилити интернет-магазина: чек-лист

Этот материал — часть пошаговой инструкции, которая поможет маркетологам, контент-менеджерам и владельцам интернет-магазинов сделать полноценный аудит своей площадки. В этой статье делаем аудит юзабилити и UX интернет-магазина.

Предыдущую часть гайда можно найти здесь.

Я постаралась включить в инструкцию только то, что администратор сайта может исправить своими силами без помощи разработчика. Мы в студии НАДО сейчас активно занимаемся проектами в сфере туризма и спорта, поэтому в качестве примера я выбрала магазин экипировки для активного отдыха ЭкипЛэнд.

Что такое аудит юзабилити

В предыдущих разделах мы разбирали преимущественно технические характеристики сайта, которые оценивают роботы. Теперь сфокусируемся на том, как сделать его максимально удобным для человека.

Главная цель внешней составляющей сайта — провести пользователя по одному из пользовательских сценариев без запинок и сделать процесс покупки не только технологично выверенным, но и приятным.

Анализ поведенческих факторов

Проверим, как разные структуры сайта работают на улучшение его поведенческих характеристик: частоты посещений, продолжительности сеанса, глубины просмотра и количества отказов.

Общие требования

Пользователь сразу понимает, что интернет-магазин продает. Модный дизайн-концепт не должен становиться этому препятствием.

Сайт адаптирован под все разрешения экранов, браузеры и типы устройств. У него есть проработанная мобильная версия.

На каждой странице сайта есть CTA — призыв совершить целевое действие. Ключевые конверсионные элементы (кнопки, ссылки и формы) хорошо заметны и отличаются от других элементов дизайна. Если их на странице несколько, основное действие выделено особенно.

По тексту на кнопке понятно, что произойдет по нажатию. Рекомендуем использовать глагол, отвечающий на вопрос «что сделать?».

Местоположения пользователя определяется автоматически, но также есть возможность сменить его вручную (обычно в левом верхнем углу экрана).

Перелинковка страниц и навигация между разделами сайта также являются важнейшими элементами, способствующими приятному опыту взаимодействия с сайтом магазина. Но про них мы уже рассказывали в предыдущих главах.

Если пользователь задавал на странице какие-то параметры (например, фильтр товаров), то все они восстанавливаются при возврате на предыдущую страницу, а не сбрасываются.

Есть возможность отменить действие и вернуться к предыдущей странице на любом этапе.

Самая важная информация размещена так, чтобы пользователю не пришлось её искать или запоминать. Например, информация о рассрочке и способах доставки дублируется на каждой странице товара.

Корзина

Пользователь может добавлять товары в корзину даже до регистрации или авторизации в магазине.

содержимое корзины сохраняется и после закрытия вкладки в браузере с помощью файлов cookie.

Товар можно купить в один клик — сервис автоматически заполняет поля формы заказа той информацией, которую покупатель уже указал при регистрации. Есть соответствующая кнопка.

Корзина и чекаут (процесс оформления и оплаты заказа) расположены на разных страницах, между этими частями сайта есть явный переход.

Оформление заказа (чекаут)

Формы содержат только самые необходимые поля. Если необходимых полей много, форма разбивается на этапы, каким-либо графическим способом отображается прогресс заполнения.

Данные, которые вводятся в определённом формате (например, email, даты, числа), проходят валидацию ещё до отправки формы. Если данные введены некорректно, сообщение под боксом указывает на ошибку.

Все поля формы, которые могут быть заполнены автоматически, заполняются при открытии формы (например, телефон покупателя, если он уже указан в личном кабинете).

Введенные данные сохраняются, даже если пользователь нажал «Назад» и потом вернулся на страницу.

Действия пользователя или вносимые изменения подтверждаются с помощью модальных окошек. Они же сообщают, что произойдет после отправки формы.

Есть личный кабинет, где пользователь может отследить статус готовности заказа, ещё раз проверить его содержание и посмотреть историю совершенных заказов.

Анализ коммерческих факторов

В эту категорию входят элементы сайта, которые влияют на принятие пользователем решения о покупке: повышают доверие к сайту и компании, определяют качество представления товара и его преимуществ, раскрывают ассортимент магазина, подтверждают наличие товаров, уточняют количество способов оплаты и доставки.

Общие требования

Корректные контактные данные и ссылки на соцсети помещены на видное место, к ним есть доступ из любой точки сайта.

Есть реальные отзывы на работу магазина (как положительные, так и отрицательные, которые вы грамотно обработали), их легко найти на сайте.

На видное место выведены ваши преимущества и другие социальные доказательства: доставка в течение суток, бронь товара, большой опыт в нише, высокий рейтинг магазина на отзовиках, партнёры, награды, сертификаты и т. п.

Кнопки или формы обратной связи работают, онлайн-консультант не перекрывает важный контент сайта (это особенно актуально для мобильных версий сайтов).

Выделены отдельные страницы, которые описывают порядок заказа, способы оплаты и доставки, условия сервисного обслуживания и возврата.

Доступ к корзине есть с любой страницы.

Если у компании есть офлайн-точки, информация о них расположена на странице с контактами или на странице с условиями доставки. Их адреса можно посмотреть списком и на встроенной карте.

На сайт подгружены реквизиты компании, юридическая информация, необходимые сертификаты, лицензии и т. д..

Есть возможность добавлять товары в избранное и сравнивать их между собой, можно поделиться ссылкой на продукт в соцсетях.

Карточка/страница товара

Классический вид: слева — фото и видео, справа — цена, выбор цвета, размера и т. д., информация о наличии товара и сроке доставки, кнопка «Купить», снизу — полный перечень характеристик, отзывы.

В карточках актуальные цены и есть информация о наличии единиц товара.

Карточки товаров приведены к единому виду, в них есть подробные описания, перечни характеристик, условия эксплуатации.

Фотографии и видео товара качественные и реальные, есть изображения товара в среде применения или в использовании.

Есть реальные социальные доказательства: отзывы, обзоры, рейтинг товара, видео от покупателей, рекомендация эксперта.

Кнопка «Купить» отличается от других кнопок на странице.

Предоставлена корректная информация о доставке и способах оплаты товара, её не нужно искать по сайту самостоятельно.

Внизу страницы есть блок с рекомендациями, сопутствующими и просмотренными товарами. После завершения заказа пользователю также демонстрируются товары, похожие на то, что он уже приобрёл.


Вот теперь нашим интернет-магазином приятно и удобно пользоваться. В следующей (и последней) части гайда мы рассмотрим то, как писать тексты под разные страницы сайта. Если у вас остались вопросы, задавайте их в нашем телеграм-канале.

Вам понравится

Finepromo
30.11.2025
Prtut.ru
28.11.2025
Rocket10
12.11.2025
i-Media
10.11.2025