01.08.2023, 13:10

Nielsen, Ipsos и GfK указали на выход: исследовать местные рынки и потребителей будут только российские компании

В Госдуму направлен законопроект, ограничивающий возможность исследования рынков России иностранными компаниями. Авторы поправок считают, что эти организации фактически занимаются разведкой и хотят, чтобы анализом рынков занимались только российские организации, включенные в специальный реестр, контролируемый государством. Сейчас в стране работают три крупные иностранные исследовательские компании: французская Ipsos, немецкая GfK и американская Nielsen. Законопроект направлен именно против них.

31 июня группа парламентариев от разных фракций Госдумы внесла законопроект, который призван ограничить компаниям с иностранным владением возможность исследований рынков РФ. Изменения предлагается внести в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Его хотят дополнить статьей «Обязанности организатора исследований структуры рынка потребления». Соответствующий документ размещен на портале «Системы обеспечения законодательной деятельности».

Что предложили депутаты

Согласно законопроекту, исследовательские компании, занимающиеся изучением рынков потребления в России, должны соответствовать нескольким требованиям:

— не менее 80% от их уставного капитала компании должны принадлежать российским юридическим или физическим лицам;

— компания должна быть российским юридическим лицом;

— обработка, хранение и анализ полученных в ходе исследования данных должны производиться на территории РФ;

— не допускается исполнение компанией любых решений недружественных государств о введении ограничительных мер в отношении России, дискредитации страны, а также манипуляция данными, публикации и использования заведомо недостоверных данных.

Также исследовательская компания должна направить заявление о включении сведений о себе в реестр, который будет вести ФАС России.

Согласованием структуры собственности исследовательской компании займется специальная комиссия, созданная в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В случае если компания не приведет свою структуру в соответствие с решением государственной комиссии, то суд вправе принять решение о принудительной продаже долей (акций) в уставном капитале такой компании.

Исследовательская компания, не включенная в реестр или исключенная из него, не сможет осуществлять исследование рынка.

Заключение договоров с такими компаниями будет запрещено.

Как объясняют инициативу авторы законопроекта

По словам одного из инициаторов законопроекта депутата от «Единой России» Антона Горелкина, иностранные компании, работающие в России, «собирают, обрабатывают и продают данные о потребительских предпочтениях россиян, изучают настроения российского населения, финансовые возможности граждан, данные о здоровье». Депутат считает, что неизвестно, как используется эта информация и не исключает, что она «превращается в аналитические отчеты для зарубежных правительств». По его мнению, «с большой долей вероятности эта аналитика используется для манипуляций и коррекции незаконных санкций». Горелкин надеется, что его законопроект Госдума примет уже в осеннюю сессию, и «бесконтрольная передача стратегически ценной информации за рубеж наконец-то будет прекращена»

Другой соавтор поправок — депутат Госдумы Олег Матвейчев — в своем комментарии газете «Известия» сравнил иностранные исследовательские компании с расследовательской сетью, «которая в постоянном режиме занимается у нас фактически разведкой». Депутат считает, что зарубежные компании собирают данные по различным отраслям РФ, в частности информацию о военно-промышленном комплексе (ВПК). Также, по его мнению, не всегда можно узнать, сколько снарядов было произведено, однако можно вычислить, сколько материала было поставлено в определенную точку страны.

Кто пострадает от предложенных поправок

Сейчас компании, занимающиеся исследованиями рынка и консалтингом, могут вообще не иметь российских акционеров. Например, работающие в России ООО «ГфК-Русь» принадлежит австрийской GfK Austria GmbH, ООО «Ипсос Комкон» владеет французской Ipsos, а ООО «Нильсен Медиа Раша», контролируется голландскими AGB Nielsen Media Research B.V. и Nielsen Media Research B.V.

Компания Nielsen работает в России с 1989 года. В настоящее время российское отделение компании насчитывает шесть региональных офисов и свыше 1700 штатных сотрудников. В московском офисе компании работает более 600 человек, здесь же находится руководство российского подразделения.

Агентство Ipsos начало свою деятельность в России в 2002 году. В 2011 году приобрело международную исследовательскую компанию Synovate, включая ее российское подразделение Synovate Comcon. В начале 2016 года Ipsos и Synovate Comcon объединились и начали работать под брендом Ipsos Comcon. В России компания специализируется на изучении предпочтений и мотиваций потребителей, на построении сегментаций и поиске новых рыночных возможностей, на тестировании рекламных идей, концепций брендов, продуктов и упаковок, а также на маркетинговых и медийных исследованиях.

GfK Group — немецкая исследовательская компания, основанная в 1934 году Ассоциацией преподавателей Нюрнбергского университета как «Общество потребительских исследований» (Gesellschaft für Konsumforschung). В России представлена дочерней компанией, созданной в начале 90-х годов.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
25.04.2024
Редакция ADPASS
25.04.2024
Редакция ADPASS
19.04.2024
Как сделать социально
важный и этичный проект?