«Аватар. Пламя и пепел», третий фильм франшизы Джеймса Кэмерона, премьера которого состоялась на прошлой неделе, собрал $345 млн в мировом кинопрокате, в том числе $257 млн за пределами США, сообщает Deadline. Это второй результат года в мире на старте — после «Зверополиса-2». Но борьба последней третьей части эпопеи «Аватар» за деньги кинозрителей только начинается.
Как сборы третьего «Аватара» выглядят на фоне сборов двух первых фильмов
В настоящее время три «Аватара» заработали в общей сложности более $5,6 млрд.
Премьера первого фильма «Аватар» состоялась в декабре 2009 года. На старте он собрал $77 млн, что было бы неплохим результатом для любой другой картины. Но у «Аватара» был колоссальный бюджет. Только официально — $237 млн. По другим оценкам, на создание фильма было израсходовано $280–310 млн, а еще $150 млн вложено в его продвижение. Так что после премьеры критики дружно закидали планету Пандора и ее обитателей тапками, обещая фильму кассовый провал. Но «Аватар» потихоньку стал набирать обороты и деньги, так что в итоге оказался самым кассовым фильмом всех времен — $2,924 млрд без учета инфляции. С учетом инфляции он уступает только «Унесенным ветром» 1939 года (бюджет которых, кстати, был почти в 100 раз меньше кассовых сборов).
Второй фильм эпопеи, «Аватар. Путь воды», вышедший на экраны через 13 лет после первого, в 2022 году, собрал на старте $441,6 млн, практически сразу отбив или почти отбив бюджет (по разным оценкам — $350–460 млн). В рейтинге самых кассовых фильмов всех времен второй «Аватар», собравший за все время проката $2,343 млрд, занимает третье место, уступая только первому и фильму «Мстители. Финал».
От «Пламени и пепла» никто не ожидал таких же сборов, как от «Пути воды». Но в Северной Америке сборы оказались даже ниже ожидаемых — $88 млн. По предварительным прогнозам, за первый уикенд проката фильм должен был собрать $110–135 млн.
Бюджет третьего «Аватара» оценивается как минимум в $400 млн.
Несмотря на не самый удачный старт, впереди у «Пламени и пепла» — традиционно очень прибыльные праздничные дни, и вполне возможно увеличить сборы в пять или шесть раз. Этому может способствовать высокая оценка фильма первыми зрителями. В CinemaScore у третьей части эпопеи оценка А — как и у первых двух частей. Высокие оценки получил фильм в PostTrak (система опросов на выходе из кинотеатра) — в среднем 72% зрителей рекомендуют другим посмотреть фильм. Самой благодарной аудиторией оказались женщины до 25 лет — 78% представительниц этой категории рекомендуют фильм.
Премиальный фильм для премиальных форматов
Джеймс Кэмерон всегда питал слабость к технологиям IMAX. В данном случае ставка оправдалась. $43,6 млн из мировых сборов первого уик-энда приходится на показ фильма в залах IMAX. Это самый успешный IMAX-дебют 2025 года. Все премиум-форматы (IMAX и 3D) обеспечили две трети сборов.
«Пока Джеймс Кэмерон продолжает открывать новые горизонты с “Аватаром”, неразрывная связь между IMAX и этой уникальной франшизой сохраняется, поскольку IMAX обеспечивает огромную долю кассовых сборов практически на всех мировых рынках. Фильмы “Аватар” исторически отличались долговечностью, как немногие другие франшизы, и мы надеемся, что поклонники продолжат наслаждаться “Аватаром. Пламя и пепел” в IMAX на протяжении всего праздничного сезона и в дальнейшем», — заявил Variety генеральный директор IMAX Рич Гелфонд.
В каких странах зрители лучше всего приняли «Аватар. Пламя и пепел»
Первые два «Аватара» заработали около 70% денег за пределами США. Сейчас создатели третьего фильма возлагают такие же надежды на зарубежный бокс-офис. И эти надежды начинают оправдываться.
В Китае фильм «Аватар. Пламя и пепел» собрал около $57,6 млн за первый уик-энд. Это лучший результат на старте для фильма из серии «Аватар».В Европе «Пламя и пепел» собрал $109,4 млн за первый уик-энд. Фильм показал самые высокие сборы 2025 года на старте во Франции, Германии, Испании, Австрии (для зарубежного фильма), Бельгии, Дании (для зарубежного фильма), Швейцарии, Литве (для зарубежного фильма), Португалии, Румынии (для зарубежного фильма), Словении, ЮАР, Таджикистане и Турции.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе (за исключением Китая) «Пламя и пепел» собрал $60,1 млн за уик-энд, заняв первое место на всех рынках, кроме Японии, где лидирует «Зверополис-2». Это был лучший старт для фильма «Аватар» во Вьетнаме, Индонезии и Южной Корее.
Топ-5 рынков по итогам первого уик-энда (без учета США): Китай ($57,6 млн), Франция ($21,4 млн), Германия ($18 млн), Южная Корея ($13,6 млн) и Великобритания ($11,9 млн).
«Аватар. Пламя и пепел» в России
В России в новогодние праздники состоятся премьеры фильмов «Буратино», «Чебурашка-2», «Простоквашино» и «Левша». Третий «Аватар» появится в параллельном прокате уже после старого Нового года, хотя где-то его могут показать и раньше.