25.02.2025, 13:00

Искусство против искусственного интеллекта: британские мастера культуры воюют с ИИ за авторские права

Более 1000 исполнителей и музыкальных групп из Великобритании выпустили 25 февраля совместный новый альбом — Is This What We Want? («Мы этого хотим?») На альбоме нет ни песен, ни музыкальных композиций. Только тишина и не имеющие отношения к музыке посторонние шумы. Так мастера культуры высказали свой протест против планов правительства лейбористов изменить британское законодательство об авторских правах, позволив компаниям, занимающимся технологиями искусственного интеллекта (ИИ) обучать нейросети на защищенных авторским правом работах без лицензии, если только правообладатели не решат от этого «отказаться». Британские газеты — консервативная The Times, популярный таблоид The Daily Mail, региональные издания — ведут собственные кампании против принятия нового закона, привлекая к ним знаменитостей.

Photo by Jerome on Unsplash

«Тихий» альбом

В работе над альбомом Is This What We Want? участвовали Кейт Буш, Энни Леннокс, Деймон Албарн (фронтмен Blur), Билли Оушен, Эд О’Брайен (гитарист Radiohead), Дэн Смит (вокалист Bastille), Имоген Хип, Юсуф Ислам (Кэт Стивенс), Риз Ахмед, Тори Эймос, The Clash, Mystery Jets, Jamiroquai и множество менее известных музыкантов.

Обложка альбома Is This What We Want?

Музыканты делали записи в пустых студиях и концертных залах. Это должно символизировать то, как изменения в законе об авторском праве повлияют на музыкальную индустрию Великобритании.

«В музыке будущего наши голоса не будут слышны?» — говорится в заявлении Кейт Буш.

«Вы можете услышать, как ходят мои кошки», — так описал свой вклад в альбом Хьюитт Джонс. — «У меня в студии есть две кошки, которые весь день мешают мне, когда я работаю».

Список композиций альбома заменяет такой текст: «Британское правительство не должно легализовать кражу музыки в целях получения выгоды компаниями, занимающимися ИИ».

Альбом будет распространяться через Spotify. Полученная прибыль будет передана благотворительной организации Help Musicians («Помогите музыкантам»).

Идея выпуска «тихого” альбома, музыкального протеста против ИИ, принадлежит Эду Ньютону-Рексу. В прошлом он работал на другую сторону — в компаниях, занимающихся технологиями ИИ. В 2023 году Ньютон-Рекс уволился из Stability AI в знак протеста против использования защищенной авторским правом музыки без согласия правообладателей. Ньютон-Рекс — автор петиции против изменения в законе об авторском праве. В настоящее время уже более 47 000 писателей, музыкантов, представителей других творческих профессий подписались под следующим заявлением:”Нелицензированное использование творческих работ для обучения генеративного ИИ — серьезная и несправедливая угроза средствам к существованию людей, стоящих за этими работами. Этого нельзя допустить».

Эд Ньютон-Рекс

Открытое письмо в газету The Times «Защитить творческое авторское право Великобритании от ИИ»

Ведущие деятели британской культуры ставят свои подписи под открытым письмом, направленным в адрес газеты The Times. В письме, в частности, говорится, что «предложение правительства освободить Кремниевую долину от соблюдения авторских прав в отношении продуктов творчества при разработке своих платформ ИИ будет представлять собой масштабную бесплатную передачу прав и доходов от творческих секторов Великобритании крупным технологическим компаниям».

Предложение правительства о поправках в законодательство об авторском праве, принимаемых ради дальнейшего развития технологий ИИ, охарактеризовано в письме как «совершенно ненужное и контрпродуктивное», ставящее под угрозу не только авторитет страны как «творческого маяка» на международной арене, но также рабочие места, вклад творческих индустрий в экономику. Особенный вред, по мнению авторов письма, может быть нанесен творческой молодежи, которая представляет будущее страны.

В числе подписавшихся под письмом: Барбара Брокколи, сэр Стивен Фрай, сэр Элтон Джон, Дуа Липа, лорд Ллойд-Уэббер, сэр Пол Маккартни, Эд Ширан, Стинг, Пит Таунсенд.

Сэр Брайан Мэй

Кампания газеты The Daily Mail против поправок в закон об авторском праве

Популярный таблоид The Daily Mail проводит собственную кампанию против влияния ИИ на музыкальную индустрию под лозунгом «Наш креативный гений ведет мир вперед. Не дайте бигтеху украсть его».

23 февраля к кампании, в которой деятели искусства противостоят ИИ, присоединился сэр Брайан Мэй, гитарист группы The Queen. Вот что он заявил: «Я боюсь, что уже слишком поздно — кража уже совершена, ее не остановить, как и многие вторжения в нашу жизнь, которые совершают чудовищно высокомерные миллиардеры-владельцы Al и социальных сетей. Будущее уже изменилось навсегда. Но я приветствую эту кампанию, направленную на то, чтобы общественность узнала о том, что мы теряем. Надеюсь, она преуспеет в том, чтобы остановить процесс, потому что в противном случае никто не сможет позволить себе заниматься музыкой».

Британские СМИ приводят следующие цифры, указывающие на масштаб потенциальных потерь в случае изменения закона об авторском праве. Вклад музыкальной индустрии в британскую экономику составляет £7,6 млрд, экспорт британской музыки в 2023 году принес £4,6 млрд. Общий вклад креативных индустрий в национальную экономику оценивается в £126 млрд, в этом секторе занято 2,4 млн человек.

Авторы:
Алексей Скворцов
Нравится: Ivm Marketing
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
14.11.2025
Редакция ADPASS
07.11.2025
От кликов к чату: «Яндекс Реклама» запускает ИИ-помощников для создания креативов, настройки кампаний и аналитики

«Яндекс» меняет парадигму работы с рекламными инструментами — вместо навигации по десяткам вкладок и настроек скоро можно будет просто написать инструкцию в чат. Компания объявила на конференции Rekonfa, что запускает ИИ-помощников в «Директе», «Метрике», AppMetrica и РСЯ, которые не только отвечают на вопросы, но и выполняют действия: формируют отчеты, анализируют причины падения трафика, создают изображения и видео по текстовому описанию. По данным «Яндекса», 90% маркетологов, работающих с «Директом», уже используют различные ИИ-инструменты в своей работе. Новые технологии на базе Yandex Neuro Ads, утверждают в компании, уже повысили эффективность рекламных инструментов на 29% год к году в третьем квартале.

Редакция ADPASS
07.11.2025
Монетизировать хаос: OpenAI предложила брендам зарабатывать на пользовательских ИИ-роликах

OpenAI нашла неожиданное решение проблемы авторских прав в эпоху генеративного ИИ: успокоить правообладателей, позволив им зарабатывать на пользовательской любви к их персонажам. Компания анонсировала новую стратегию для своей соцсети с короткими ИИ-видео Sora 2, в рамках которой бренды смогут загружать своих маскотов, устанавливать правила использования и получать деньги каждый раз, когда кто-то создает видео с Рональдом Макдональдом или Губкой Бобом. Исходно применявшаяся и не устроившая правообладателей модель «цензуры по запросу» трансформируется в новую модель монетизации, в которой «камео» персонажей из мультфильмов и рекламных маскотов начинают приносить доход.