26.02.2024, 10:03

Женщинам указали на место в Голливуде: доля героинь в блокбастерах снижается

Организация с обязывающим названием Инициатива обеспечения инклюзивности им. Анненберга пришла к выводу, что коммерческий успех феминистской «Барби»исключение из правила. Само правило сформулировал глава Disney Боб Айгер: американцы не хотят смотреть на супергероинь, последние провалы студии объясняются именно гендерными стереотипами и маскулиноцентричностью общества.

После триумфа фильма «Барби» Греты Гервиг и Марго Робби, сделавшего кассу $1,4 млрд, многим показалось, что пришло время кинематографа женщин с женщинами и для женщин. Но активистки Инициативы обеспечения инклюзивности имени Анненберга (Annenberg Inclusion Initiative, AII) при Университете Южной Калифорнии собрали статистику, которая не порадует феминисток.

Среди 100 самых кассовых фильмов, вышедших в 2023 году, в главных ролях появилось всего 30 актрис. Это на 68% меньше, чем в 2022 году (было 44) и совпадает с результатами 2010 года.

«Это катастрофический шаг назад для девушек и женщин в кино. За последние 14 лет мы добились прогресса в отрасли и странно наблюдать такой поворот… Это провал киноиндустрии», — заявила доктор Стейси Смит, основательница AII, возглавлявшая исследовательскую группу, которая изучила 1,7 тыс. самых кассовых фильмов Голливуда с 2007-го по 2023 годы.

Стейси Смит, глава Annenberg Inclusion Initiative

Впрочем, в других показателях инклюзивности исследователи отметили определенный прогресс. Например, в 37 из 100 самых кассовых фильмов снялись актеры из расовых и этнических меньшинств. В 2022 году был 31 фильм. Это не отразилось на количестве картин с главными героинями в исполнении не белых актрис — всего 14 фильмов в 2023 году (18 годом ранее). И тем не менее это большой шаг по сравнению с 2007 годом (один фильм «Идеальный незнакомец» с Хэлли Берри).

Хэлли Берри

По непонятным причинам звезда «Убийц цветочной луны» Лили Глэдстоун, первая американка индейского происхождения, номинированная на лучшую женскую роль грядущей премии «Оскар», в исследовании попала в категорию второплановых актрис.

Из возрастных актрис (45+), заметили исследователи, лишь трое удостоились главных ролей: Кери Рассел в «Кокаиновом медведе», Ниа Вардалос в «Моей большой греческой свадьбе 3» и Сальма Хайек в «Супер Майк: последний танец». В этот список почему-то не попали еще два фильма с женщинами постарше — «80 для Брэди» и «Книжный клуб: следующая глава».

Актерский состав «80 для Брэди»

При этом мужчины этой возрастной группы появились в 32 фильмах. В 24 фильмах главные роли играли белые мужчины, например, Брэдли Купер («Маэстро»), Киллиан Мёрфи («Оппенгеймер»), Леонардо Ди Каприо («Убийцы цветочной луны») и Том Круз («Миссия невыполнима: Смертельная расплата»), и лишь в восьми — представители меньшинств: Дензел Вашингтон («Великий уравнитель 3»), Джеффри Райт («Американская фантастика») и другие.

Великий уравнитель 3

«Киноиндустрия по-прежнему не уделяет внимания девушкам и женщинам среднего и старшего возраста, откат прогресса в отношении цветных женщин в главных ролях разочаровывает», — заявила Кэтрин Нефф, один из авторов отчета.

Среди киностудий, самой либеральной оказалась Walt Disney Studios: в 46% всей продукции на первых ролях были женщины. Список продолжили: Paramount (44%), Warner Bros. (39%), Sony (31%), Universal Pictures (21%) и Lionsgate (20%). AII поставила в пример старым кинопроизводственникам стримеров из Netflix, где в более половины художественных фильмов с 2019 года женщины получают главные роли.

«Странный мир» Disney

Глава Disney: хорошие фильмы — те, которые ставят мужчин в центр повествования

19 февраля в интервью изданию Puck гендиректор «Диснея» Боб Айгер, размышляя над провалом своих фильмов «Капитан Марвел 2» и последней серии «Звездных войн», обвинил в этом зрителей. Он заявил, что публика приравнивает идеологические посылы в кино к плохому качеству: «Люди не скажут, что находят расширение прав и возможностей женщин неприятным в фильмах Marvel или в «Звездных войнах», они скажут эти фильмы плохие. А хорошие фильмы — те, которые соответствуют регрессивным гендерным стереотипам и ставят мужчин в центр повествования».

Подводя итог, авторы констатировали, что «Барби» — всего лишь ширма: «Индустрия стала безразличной к разнообразию и инклюзивности. Каждый год должно выходить несколько фильмов, отражающих жизненный опыт женщин и цветных людей. Пока индустрия не перестанет прятаться за одним-единственным образцом, перемены будут призрачными».

В январе Инициатива обеспечения инклюзивности уже изучила сериалы, выпустив список самых инклюзивных (по актерскому составу и съемочным группам) за период с 2021-го по 2023-й. Выяснилось, что самые инклюзивные сериалы закончились или были заморожены:

1. «Королева сахара» (телеканал OWN). Закончился в 2023 году.

2. «Малыш» (HBO). Вышел лишь один сезон в 2022 году.

3. «Наоми» (канал CW). Закрыли после первого сезона.

«Королева сахара»

Авторы отчета расценивают его итоги как часть тренда на отказ Голливуда от парадигмы многообразия, равенства и инклюзивности (DEI), которая вошла в западный мейнстрим в 2020 году на фоне протестов после убийства 46-летнего темнокожего Джорджа Флойда от рук белого полицейского Дерека Шовина в Миннеаполисе. После забастовок в Голливуде прошлого года главная цель студий — остаться на плаву, а инклюзивность не приносит прибыли.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?